Скандальный Генплан развития Москвы ждет корректировка или отмена

«НП» уже неоднократно писала и о новом Генеральном плане Москвы, и о точечном строительстве, и о сносе исторических зданий. Лужковская столица была похожа на зону боевых действий, где жители борются против капитала. Мало кто сомневался, что Генплан примут под громкие аплодисменты власть и деньги имущих, а потом будут реализовывать, но общественность протестовала на всех этапах рассмотрения и принятия этого документа.

Отставка Юрия Лужкова вселила в сердца многих горожан надежду на то, что Москве удастся сохранить свой исторический облик (точнее, то, что от него осталось). Новый мэр Сергей Собянин, выступая со своей программой перед депутатами Мосгордумы, заявил, что хотя «Генплан – это фундаментальный, серьезный документ, но это не означает, что он должен быть неприкасаемым».

И буквально через неделю, 29 октября Собянин в ходе совещания с членами московского правительства и руководителями городских департаментов и комитетов заявил о планах по оптимизации Генплана, поручив провести в ближайшие сроки заседание по этому поводу. И одно из таких обсуждений уже состоялось 1 ноября на градостроительном совете.

Каковы же наиболее острые проблемы Москвы, которые лишь усугубляет Генеральный план развития столицы до 2025 года?

В первую очередь, это отсутствие строительства муниципального жилья для очередников и льготников, несмотря на официально озвученные цифры на 2010 год: 3 млн. кв. м. жилья, 738 тыс. кв. м. из которых – за счет средств городского бюджета. При этом 2,3 млн. квадратных метров – это коммерческое жилье, т.е. не муниципальное.

Усугубляет ситуацию продолжающийся снос ветхого жилья. При столь незначительном объеме строительства муниципального жилья сносится гораздо больше. Первый вице-мэр Владимир Ресин на одной из своих пресс-конференций заявлял: «Имея уже опыт по так называемым сносимым сериям, могу сказать, что больше чем миллион квадратных метров в год сносить очень трудно». Получается, что сносят 1 млн., а строят всего 738 тыс. кв. метров? Массовый снос жилья на лакомых для застройщиков территориях рассчитан не на улучшение условий жизни и среды обитания горожан, а на извлечение прибыли и даже сверхприбыли.

Специалисты предлагают отказаться от массового сноса жилых домов, которые, согласно Генплану, считаются устаревшими. Например, Юрий Григорьев, замглавы Москомархитектуры высказывается за проведение реконструкции, ремонта и модернизации вместо старого жилого фонда. Именно так поступают в странах Европы. Ведь старый не значит ветхий. Грамотно проведенная модернизация позволяет превратить некомфортное жилье в комфортное, экономит сотни миллиардов рублей из бюджета города, и уменьшает коррупционную составляющую. Аналогичный опыт существует, например, в Германии, где есть свои «хрущевки».

С новым жилищным строительством тесно связана проблема отсутствия необходимых объектов соцкультбыта: магазинов шаговой доступности, спортивных комплексов, медицинских учреждений и многого другого. В новостройках их недостаточно. А в центре города каждый свободный метр превращается в коммерческое жилье, офисы и элитные магазины.

Еще одна проблема – это дороги. Мало того, что они в столице безумно дороги, к тому же слишком часто вместо дорог или прямо у них на пути возводились торгово-развлекательные комплексы. Новый мэр уже обратил на это внимание. По его распоряжению начался снос самостроя, возведенного вдоль дорог без разрешения Мосархитектуры. С ларьками власти справляются легко, а вот снос крупных торговых комплексов вызывает сомнения. Слишком много коммерческих интересов придется преодолеть.

Кроме того, Собянин насчитал 1500 узких мест в дорожном движении города. «Устранение этих узких мест, создание дорожных развязок, съездов, радиусов закругления, снос временных строений – все это вместе даст программу первоначальных мер, финансирование которых будет обеспечено в ближайшее время», – пообещал градоначальник.

Мэрия уже обнародовала план, призванный решить транспортные проблемы столицы. В документе, озаглавленном «Комплексный план по решению проблем московского транспортного узла», предусматривается, в частности, создание в Москве парковочной полиции.

Между тем, еще при Лужкове Ресин хвастался наличием у столичных властей программы развития транспортной инфраструктуры Московского региона, подготовленной столичными специалистами. Он отзывался о ней, как о «продуманной долгосрочной стратегии, которая была согласована и одобрена Московской областью и федеральными властями». Правда, похоже была она только на бумаге.

Не менее остро стоит проблема строительства гаражей, которая тесно связана с проблемой дорожного строительства. В Москве со времен Лужкова реализуется программа «Народный гараж». Но можно ли ее назвать народной, учитывая тот факт, что минимальная цена гаража в рамках этой программы составляет 350 тысяч рублей за машиноместо в 18 кв.м.? Москвичи, купившие машину за 150 тысяч рублей, не способны найти деньги на такой гараж. Неудивительно, что по заявлению Ресина, он не видел в таких гаражах дешевых машин. Уже сам факт, что гараж стоит дороже машины, говорит об изначальной провальности проекта. Тем более, что в некоторых случаях цена значительно превышает этот минимум. По сообщениям СМИ, гаражи пустуют, места не раскупаются. Не понятно только, почему эти места надо непременно продавать, а не сдавать в аренду. К тому же имеют место казусы типа «народного гаража» в Строгино, до которого надо два километра идти пешком и никакой транспорт туда не ходит.

В городе остаются «горячие точки» – многочисленные застройки чуть ли не во дворах жилых домов. Эти планы были частично приостановлены в связи с кризисом, но не отменены.

Также ведутся многочисленные коммерческие стройки на территориях скверов, парков и на месте историко-архитектурных памятников. Можно взять для примера строительство жилого комплекса в Кадашах. 21 апреля этот проект был одобрен на заседании общественного градостроительного совета при мэре Москвы.

«Архнадзор» перечисляет немало других «горячих точек», среди которых «Детский мир», который планировали превратить в торгово-развлекательный комплекс. Сегодня он разрушается. А ведь это здание является памятником Победы. Другим объектом является усадьба Шаховских на Большой Никитской. Особенно скандальной стала планируемая реконструкция Пушкинской площади. Уже после снятия Лужкова была попытка начать реализацию проекта. Главное снести и разрыть, а там, может быть, и построить удастся, как в ситуации с деловым центром «Москва-Сити». Собянин уже успел его раскритиковать и даже назвал «градостроительной ошибкой», но посчитал, что его надо достраивать.

И практически везде планируется строительство офисных и развлекательных центров или коммерческого элитного жилья с подземными паркингами. Одну из таких «горячих точек» Собянин постарался потушить. Он распорядился запретить строительство офисного центра на месте Хитровской площади. По словам Собянина, там должна быть площадь, а под площадью может быть построен подземный паркинг, но так, чтобы он не портил вид площади. Сверху новый мэр предложил разбить сквер и благоустроить территорию.

А сколько подобных проектов в Москве еще надо остановить, пока они не нанесли невосполнимый урон городу. По оценке членов и экспертов Общественной палаты Москвы, новому мэру надо отменить примерно 200 постановлений прежнего столичного правительства.

Еще одна проблема, которая беспокоит любого жителя Москвы, – это планы московского правительства по освоению подземного пространства. В пылу борьбы за каждый метр бесценной (в смысле очень дорогой) столичной земли планировалось изрыть всю Москву, а особенно центр ради строительства паркингов, переходов и торговых комплексов. Исследования, якобы проведенные по заказу правительства Москвы, показывают, что это совершенно безопасно. В качестве примеров успешного освоения подземного пространства города назывались десятиэтажный паркинг на ВДНХ, торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной площади и сооружения ММДЦ «Москва-Сити».

Оппоненты могли бы привести не меньше примеров обрушения домов и провалов грунта. Достаточно упомянуть Большую Дмитровку, где провалы были неоднократно.

Еще одна проблема – капитальный ремонт жилых домов. Его порой делали не в тех домах, которые нуждались в нем, или делали так, что последствия могут обойтись очень дорого. В частности, утепляли фасады горючими материалами. А на действительно нужные работы денег в бюджете не находилось. Не говоря уже о квалификации работников. Ведь в Москве уже давно принято набирать ни квалифицированные рабочие кадры, а те, что подешевле.

Напомним, что Генплан развития Москвы до 2025 года был принят Мосгордумой в мае 2010 года. Против принятия документа было население и многие общественные деятели. Уже после отставки Лужкова Комиссия по сохранению и развитию отечественной культуры Общественной палаты потребовала от новых московских властей отказаться от плана развития Москвы, принятого при Лужкове. ОП просит нового мэра вообще запретить всякое новое строительство в центральной части Москвы. Для начала, как считают в палате, достаточно внести в МГД предложение о приостановке действия закона города № 17 от 5 мая 2010 года «О Генеральном плане города Москвы» до устранения выявленных противоречий. После этого можно принимать решение о корректировке плана или его отмене и принятии нового. Более того, в Общественной палате считают, что Генплан Москвы должен быть отменен не постановлением суда, а решением мэра города.

Формальных поводов для отмены Генплана хватает. Например, Собянин предложил согласовать его с аналогичным Генпланом Московской области. Уже этой несогласованности достаточно для приостановки действия закона о Генплане или даже его отмены.

В любом случае Генплан может действовать только в рамках уже начатых проектов. Московские власти должны утвердить около 40 дополнительных нормативных актов. Об этом заявлял в свое время еще Лужков. Один из таких документов – это Правила землепользования и застройки, который планируется принять только к 1 марта 2011 г. Большинство из этих документов пока не приняты, так что Генплан фактически не работает. Если их не принимать и дальше, то он останется только на бумаге. Впрочем, при Лужкове реализация всех коммерческих проектов продолжалась бы в любом случае. Но теперь есть надежда на то, что протесты населения дойдут до нового градоначальника и «горячие точки» в большинстве своем будут постепенно потушены.