Сила в правках — в чем суть новых стандартов образования

Самая широко обсуждаемая тема в обществе — каким будет в ближайшее время образование в России. На этой неделе для всенародного обсуждения в Интернете опубликован новый вариант стандартов образования, по которому школьники старших классов смогут выбирать меньшее количество предметов и глубже их изучать.

Эксперименты с такой консервативной сферой как образование крайне опасны. Примером тому может служить внедрение лотереи Единого госэкзамена на практике приводящего в институты учеников школ, в которых не стыдятся помогать своим ученикам выдавать чужие знания за собственные за небольшие деньги. В этом направлении движутся и новые стандарты, когда под предлогом необходимости реформ упраздняется классическая модель. Среди обязательных для изучения предметов в 21 веке отсутствует, например, иностранный язык, зато много физкультуры, а все возражения преподавателей и родителей по поводу, например, введения обязательных школьных занятий по субботам, отметаются ссылками на так называемый мировой опыт.

Новые стандарты образования — это то, о чем многие из выпускников школ когда-то мечтали. Начать серьезно изучать любимые предметы и отказаться от тех, которые не понадобятся в жизни. Даже учитель признается, что органическая химия на таком уровне, как в школьной программе для гуманитариев — пытка. Тем более что на этот предмет всего час в неделю.

Реформу для старшеклассников поддержали многие учителя. У идеи «улучшить качество образования» есть бумажное воплощение. Ознакомиться может каждый. 15 февраля на сайте Министерства образования и науки появился новый проект федерального государственного стандарта по старшей школе.

«Мы рассчитываем, что он вызовет еще один круг интересных важных дискуссии», — говорит Игорь Риморенко, заместитель министра науки и образования. Когда сотрудник Минобразования говорит «еще один круг», он имеет в виду, что первый вариант законопроекта не выдержал критики. Больше всего возмутил список обязательных предметов: физкультура, ОБЖ и уроки патриотизма.

В открытом письме президенту московский учитель Волков назвал стандарты недоработанными и даже вредными для детей. Под письмом за очень короткое время подписались 23 тысячи человек. «Они опасаются того, что государство, принимая новый стандарт, сужает образовательное поле для их детей и внуков. В школе остается 10 предметов вместо существующих сейчас 19», — говорит Сергей Волков.

Теперь учитель Волков изучает второй вариант стандартов. Здесь стало четко прописано, что ученик обязан выбрать по предмету из каждой области. Но вопросов все равно больше, чем ответов.

«Суть стандарта не изменилась, потому что стандарт все равно не отвечает на вопрос: правда ли, что всем ученикам надо профилизироваться в старшей школе?» – спрашивает Сергей Волков.

Девятиклассник Гера Якунин уже знает, что будет поступать в медицинский. Хочет быть мануальным терапевтом. А его брат-близнец Гриша пока не определился. И к новым стандартам отношение у братьев разное. Пока братья Якунины учатся в школе, новые стандарты не успеют вступить в силу и близнецам одинаково придется зубрить геометрию. Впрочем, будущий врач, Гера считает, что может оно и к лучшему.

По новым стандартам школьник имеет право выбрать только один предмет из каждой области знаний. Это очень похоже на викторину, только ее не назовешь беспроигрышной. Каждому российскому школьнику, который хочет поступить в вуз, в 9 классе придется ответить на несколько вопросов. Вернее, выбрать правильный вариант.

Например, как бы отвечал тот, кто хочет поступать на журфак.

1. Выберите гуманитарный предмет. Конечно, русский и литература будущему журналисту понадобятся.

От изучения интегралов и решения задач по геометрии можно будет отказаться и выбрать математику с информатикой — легкий курс.

2. В этом вопросе можно выбрать естествознание: в легком курсе немного физики, химии, биологии и экологию. Всего по чуть-чуть.

3. Но есть вопрос, на который не сможет ответить будущий журналист. Это общественные науки. Надо бы выбрать обществознание. Но как без истории? Стандарты позволяют один раз сделать исключение и выбрать сразу два предмета. Но здесь вариант 50 на 50 не сработает, так как журналисту пригодятся и знания по географии, и право, и экономика. Спасет ситуацию только одно — помощь родителей.

На родительском собрании в Екатеринбурге обсуждают новые стандарты образования. Новость о том, что предметов в школе будет вдвое меньше, родителей не радует. Учителя пытаются успокоить родителей. Но разработчики новых стандартов не скрывают, что дополнительные предметы будут за деньги.

«Если у родителей есть дополнительные запросы, тогда, конечно, это уже может осуществляться на платной основе, – говорит Александр Кондаков. — Я бы, прежде всего, напомнил родителям, что ребенок уже изучает количество предметов на пределе допустимых санитарно-гигиенических норм, то есть дальше уже перегрузка».

Разработчики продвигают новые стандарты осторожно и опасаются называть реформой. По сути, они правы — это не реформа, а революция в школе. Если, конечно, можно назвать революцией объединение нескольких предметов в одну дисциплину.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА «Новости», преподаватель английского языка: «Науки формировались не просто так. Они формировались в течение веков. В течение веков человечество училось отличать геометрию от алгебры, физику от химии. Сначала, как вы помните, были просто общие знания философии древнегреческие философы, потом они стали специализироваться. Неужели мы сейчас вернемся чуть ли в античные времена, когда у нас все науки подавались в одном пакете?».

В министерстве образования обещают, что с законом о новых стандартах торопиться не будут. И обязательными в школах стандарты станут лишь в 2020 году.

Нынешняя школа очень сильно отличается от советской. Первоклашек учат общаться с компьютером, не задают домашнее задание, а вместо оценок в качестве поощрения дают звездочки. Но, как говорит мама одной из первоклассниц, ей бы не хотелось радикально менять систему образования. Пусть ребенок учит и физику, и математику, и даже органическую химию.

Разработчики реформы образования утверждают, что готовы еще и еще редактировать стандарты до тех пор, пока они не будут устраивать большинство. Но пока сложно угодить всем. На сайте правительства законопроект о школе — один из самых обсуждаемых.