Шувалов борется с мигалками. Это серьезно?

Полтора года назад министр здравоохранения Германии Улла Шмидт покаталась во время отпуска в испанском городке Аликанте на служебном автомобиле и получила страшный скандал. Может, о ее вояже никто бы и не узнал, если бы бронированный мерседес S-класса не угнали. Ко всему прочему выяснилось, что машина от угона не застрахована. Гражданское общество в лице налогоплательщиков и представителей оппозиции подняли шум: как же, мол, смеет министр ездить на служебном авто в отпуск.

Впрочем, тут еще вопрос, каталась ли Шмидт на машине или пользовалась ей все-таки по работе? Ведь искупаться в море министр решила после рабочей встречи с пенсионерами из местных домов для престарелых. Да и бывший пресс-секретарь Шмидт рассказал, что его начальница уже несколько лет ездит на испанский берег Средиземноморья, там она всегда участвует в официальных мероприятиях. Например, министр заезжает к местному мэру по его приглашению: то есть, тут без служебного авто вроде и никак нельзя.

Но такие оправдания оказались неубедительными и Шмидт не спасли. А потом и глава бюджетного комитета бундестага Отто Фрике назвал «недостаточными» объяснения пресс-секретаря и других чиновников. История кончилась тем, что расследование Федеральной счетной палаты оказалось плачевным: ведомство выяснило, что министр не имела права использовать рабочий автомобиль, поэтому ей пришлось оплатить расходы. Клуб немецких автомобилистов и союз налогоплательщиков подсчитали, что амортизация и техническое обслуживание мерседеса представительского класса стоит 1 евро 40 центов за километр. Плюс 500 евро на бензин. А еще Шмидт поплатилась местом в парламенте: от предстоящих выборов ей пришлось отказаться.

К чему эти истории русскому читателю? На прошлой неделе блоггеры из «Синих ведерок» опубликовали интересные цифры. Из документов, полученных в страховой компании «Росно», видно, как часто водители и пассажиры на машинах А…МР77, А…ОО77 попадали в аварии (а именно машины вице-премьера Игоря Сечина, главы администрации президента Сергея Нарышкина и министра спорта Виталия Мутко и др.).

Из этих данных следует, что водители на машинах со спецномерами попадают в ДТП почти так же часто, как «чайники», только что получившие права: 34,3% против 40% (всего 218 раз за 2010 год). К сожалению, нет точной аналогичной статистики по США, но, если поискать по сети, то можно обнаружить, что аварии случались минимум по одному разу с участием кортежа Обамы, Хиллари Клинтон и Джорджа Буша. И это за два года. И жертвы были: погибли мотоциклисты, сопровождавшие Буша.

И вот практически одновременно с публикацией данных «ведерок» зазвучали фанфары и барабанная дробь: российские чиновники решили-таки исправиться и обещали побороться с привилегиями на дорогах. В правительстве РФ начали обсуждать мигалки, потому что услышали «негативную реакцию населения». Но почему-то и в этот раз не верится в их добрые намерения, которыми, скорее всего, снова будет выстлана дорога известно куда. Например, в 2006-м году чиновники уже обещали снять мигалки. Тогда не вышло: проблесковые маячки были обнаружены у депутатов, которые за полгода до того, как их поймали, на глазах у почтенной публики под вспышки фотоаппаратов и телекамер снимали спецсигналы. Генпрокуратура находила нарушения в использовании мигалки режиссером Никитой Михалковым, но потом все равно разрешила ее использовать. А когда появились «Синие ведерки», депутаты вроде бы решили снова пойти навстречу народу, пытаясь откорректировать закон о мигалках. Но снова не вышло.

Если бы Игорь Шувалов действительно хотел что-то сделать с проблемой, вызываемой правом на преимущественный проезд, он бы санкционировал дела против любителей выехать на «встречку». Но вместо этого — несмотря на активную и давнюю борьбу гражданского общества (к слову, мне попался пост народного гнева против привилегий чиновников, датированный аж 2005 годом) — власть шевелится, как черепаха. Спустя пять лет после начала гражданской кампании. Тем временем привилегии на дорогах стали причиной многочисленных смертей.

Хорошо известно, сколько стоит жизнь человека. Так, жизнь гражданина США — от $4 до 9 млн, а нашего соотечественника — всего $2 млн долларов. Этот индекс подсчитан в том числе на основе того, сколько денег государство вкладывает в систему безопасности, то есть учит людей пристегиваться в авто, переходить дорогу на зеленый свет и по зебре и так далее. Как видно из цифр, жизнь в России ценится не очень высоко: государство банально экономит на своих гражданах, не стесняясь при этом подтверждать, что в его системе есть смертельные ошибки. Если вернуться к мигалкам, то не надо обольщаться вниманием высокого чиновника: Игорь Шувалов ничего радикального не предложил; он просто предъявил очередной знак внимания популярной теме.