Шум вокруг «Невского экспресса»

Притом что рассмотрение неофициальных сетевых точек зрения не является признаком большого профессионализма СМИ, оперировать общественным мнением меня призывает жанр раздела «Корреспонденция». И в этом смысле удивительным выглядит то, как категорически частное мнение отказывается верить в официальную историю.

27 ноября в 21:48 сошли с рельсов три последних вагона поезда № 116 «Невский экспресс», который ехал из Санкт-Петербурга в Москву и находился в тот момент примерно на 248-м километре Октябрьской железной дороги. «Интерфакс» уточнил, что это произошло в 21:30. Ближе к 23:00 в Сети стали появляться первые неофициальные комментарии происшествия.

Disel:
«Если это соответствует действительности (а другие источники пока молчат), происшествие, судя по времени, произошло примерно в том же месте, что и в 2007 году».

xReason:
«Я сегодня чётко видел на Рижской, что Сапсан профигачил ниткой с отправлением в 18 30 из Москвы. Видимо следом за ним пошёл Невский вот и результат. Рельсы не выдержали…

Так же в среду, 25-го их гоняли друг за другом и отменяли электрички. Такая же фигня запланирована на 30-е».

А.Р.:
«Похоже, опять теракт… только что мне звонок поступил кое от кого … едущего туда из Питера».

Фотограф:
«Ещё раз позвонил знакомой. Они ещё на месте — только-только заходят в другой поезд. Говорит, что много пострадавших и МЧС говорит о взрыве. Точное место ЧП — Угловка».

Eugenius:
«Прислал СМСку приятель, который был в поезде. С рельсов сошли как минимум 4 вагона (в четвёртом с конца как раз приятель и ехал), 2 последних улетели в кювет, 3-ий просто опрокинулся, четвёртый остался на насыпи… Подогнали другой поезд, вроде как едут в сторону Питера…»

Tigra:
«Дело в том, что за полчаса по этому пути Сапсан пробежал. Он проходит обкатку. Может и от него. Раз произошёл отрыв части вагонов, возможная причина, так называемый «выброс» рельсов — их деформация. Такое было с «Авророй» летом в 88 году».

Еремей:
«Для Якунина это сильнейший удар по репутации его ведомства, потому с выводами причинами торопиться не стоит».

бывший бортач 134 в:
«Уже запущена информация о теракте. Может, опять попытка скрыть изношенность полотна, недосмотр за техсостоянием вагонов? А теракт — универсальная причина!

Тут уже на стрелочника не свалишь, потому, как вряд ли на перегоне есть стрелка.

Не свалишь на пьяного машиниста, т.к он жив. Слава Богу! В которого, кстати, не верил никогда и не верю».

Kirill:
«Давайте пока не будем делать заранее необоснованных выводов. В этот раз есть погибшие, по-человечески жаль…»

maracubics:
«Печально. Интересно, какая будет компенсация пострадавшим. Да и вообще в суд надо подавать за такой «сервис».

lutik_murkina:
«То как преподнесли эту новость СМИ вызвала во мне сильное возмущение. Буквально сразу же стали говорить о теракте, как о единственной версии. А теперь, два-три дня спустя, в СМИ вообще не упоминается о возможных причинах аварии, только про террористов, взрывы и фотороботов подозреваемых и слышно. А был ли теракт вообще?

У меня создалось чёткое впечатление, что версию с терактом назойливо пытаются навязать».

alterego_msk:
«Страна делится на два лагеря (ха, в контексте нашей страны термин «лагерь» как никогда к месту): те, кто в теме (ну всякие там ЖеЖешечки читают, могут до первоисточника добраться), и те кто под быдлоящиком. Последних жалко».

Те, кто читают «всякие там жежешечки», вероятно, по мнению их авторов, оказываются куда более способными добраться до истины, чем те, кто смотрит телевизор. С другой стороны, адекватность и ответственность за высказывания, иногда демонстрируемая в Сети, уже не может не браться во внимание.

Гипотеза о несостоятельности железнодорожного полотна, которая и привела якобы к аварии, была выдвинута неофициальными источниками и вызвала широчайшее обсуждение. К 4 ноября эта публикация собрала более 3 тыс. комментариев, её процитировали некоторые издания, включая «Частный корреспондент», её успели обругать в псевдопрофессионализме как по радио, так и по телевидению, впрочем, не все. В ответ публике автор дополнил сообщение новой информацией , однако от своей первоначальной точки зрения не отказался. Такая принципиальность не смогла оставить равнодушными некоторые СМИ, и 1 декабря «Фонтанка.Ру» решила поставить вопрос о безопасности российской ЖД чуть шире.

По прошествии стольких дней после трагедии становится очевидным тот факт, что неподготовленность наших составов к внештатным ситуациям немало увеличила количество жертв. Представители РЖД, сославшись на теракт, от ответственности отказались и сообщили, что состав оборудован с учётом нормативов, разработанных министерством путей сообщения, а ремни безопасности в вагонах предусматривать просто глупо — «на Западе нигде не пристёгиваются». По вопросу слетевших кресел, дескать, нужно обращаться к производителю. Представители Тверского вагоностроительного завода, производителя Невского экспресса, в свою очередь привели в пример случай 2007 года, где жертв со смертельным исходом вообще не было. Однако там были кресла совсем другого производства, о чём завод распространяться не стал.

В качестве темы для полемики авторы статьи приводят в конце небольшой список европейских аварий. Скорости, на которых неслись поезда, поражают: 250, 270 и даже 300 км/час, при самой тяжёлой травматичности — ушибах пассажиров. А авария, произошедшая в 1998 году в Германии, ставшая, по словам автора, самой крупной в этой стране, унёсшая жизни 101 человека, послужила поводом обновления всего технического парка сооружений для скоростных поездов. Стоит посмотреть, как в Германии выглядят подобные железнодорожные полотна сегодня.

4 декабря информационные агентства разослали сообщения о том, что Генеральная прокуратура РФ озаботилась вопросом состоятельности вагонов Невского экспресса. Тверской вагоностроительный завод вновь сообщил, что вагоны-то нормативам соответствовали — нормативы превысил теракт. То, как выглядело превышение нормативов, описал один из участников разбора завала аварии Невского экспресса: «Только приглядевшись, мы увидели, что вся его (вагона. — «Часкор») внутренняя начинка съехала в переднюю часть, образовав там плотноспрессованную кучу из кресел, багажа и человеческих тел. Эту массу мы и начали разгребать, вытаскивая из неё в первую очередь тех, кто ещё стонал».

Антон Чиграй:
«Если проектировщики не смогли понять и просчитать, какие перегрузки будут в наиболее типичных случаях — это просчёт именно проектировщиков. Можно было все автомобили испытывать при 5 км/ч? Можно, это было бы дёшево, только вот среднестатистическая авария происходит на 50—60 км/ч (на которых осуществляется движение в городе), поэтому и считают, и бьют на испытаниях именно на этих скоростях.

Если вагон не просто рассчитан на 200 км/ч, а специально предназначен для движения в первую очередь именно с этой скоростью, то надо и предполагать, что кубарем под откос он пойдёт именно при 200 км/ч, а не при каких-нибудь 40 км/ч из стандарта какого-нибудь 1935 года. И то, что кузов остался практически целым — это как раз просчёт проектировщиков, потому что в результате кузов полностью передал всю энергию своему содержимому, чего допускать нельзя. Тамбуры, чердак, подвагонка — всё это при ударе может и должно быть смято в лепёшку ради того, чтобы передать внутрь как можно меньше энергии».

Александр Федянин:
«Террористический акт является единственной подтверждённой версией крушения «Невского экспресса». Но всплыла ужасная в своей сути сенсационная новость, которую озвучили эксперты — число погибших могло бы быть меньше, если бы не… кресла.

В первом теракте не было погибших и покалеченных людей благодаря русской конструкции и крепежа кресел, и хотя эти кресла имели не такой модный и эстетичный вид, но они спасли жизни и здоровье пассажиров.

Прокуратура потребовала запретить эксплуатацию этого типа вагонов на дорогах РЖД и провести независимую технико-технологическую экспертизу. Резонно предположить, что решающую роль в покупке и монтаже немецких кресел сыграли коррупционные схемы.

А гибнут наши люди».

Загадочный многоголовый змей, имя которому — коррупционные схемы, похоже, будет одной из легенд России XXI века. Он страшен, вреден, о нём все знают, и тем не менее он продолжает жить.

salahbekov:
«То есть, внимание, ребята, если кто не понял: жертв могло вообще не быть. За 26 погибших и ещё не знаю, сколько покалеченных спасибо Тверскому вагоностроительному заводу, тем, кто выдаёт сертификаты на продукцию этого завода, и Якунину со всей железной дорогой вместе.

Позавчерашняя цитата из Якунина: «Конструкция вагонов была сделана в соответствии со стандартами, рассчитанными на удар, по-моему, в 200 тонн … Мы всё равно ищем, анализируем, так как безопасность пассажиров очень важна. Может быть, мы что-то не досмотрели, не учли».

Хрен его знает, что произошло, я особо не вникал, вроде всё нормально, может быть, мы что-то не учли, — сказал глава железной дороги, угробившей 26 человек».

Притом что рассмотрение неофициальных сетевых точек зрения не является признаком большого профессионализма СМИ, оперировать общественным мнением меня призывает жанр раздела «Корреспонденция». И в этом смысле удивительным выглядит то, как категорически частное мнение отказывается верить в официальную историю.

После 27 ноября в прессе появилось множество новых имён, прямо или косвенно связанных с причастностью к террористическому акту. Следствие продолжается, следствие отрабатывает новые версии случившегося, сравнивает с событиями 2007 года, сообщает об этом общественности, но публика упрямо рассматривает в этом эманацию смыслов, подложную игру, сокрытие истины… Видеть то, что есть, и относиться так, как задано, публика категорически отказывается. И в этом смысле многие издания уже попытались обвинить публику в её субъективно-преступном нигилизме.

tsarev_alex:
«Что нас привлекает в фильмах ужасов? Сами ужасы или их атмосфера, эффект наблюдателя или мысля «я тут самый умный, куда ты попёрлась дура там же маниак»? Думаю, что взрослую публику привлекает прежде всего рационализация ужасных событий. Кровь, страдания и сама смерть обретают хоть какой-то смысл. Смысл, которого так не хватает в жизни. Простота, которой, увы, ещё меньше.

Неожиданно на огромной скорости сошёл с рельс «Невский экспресс». Более чем наглядная и однозначная трагедия. Каждый взрослый человек может представить себя в летящем под откос поезде. «Спасибо» тем же фильмам, телерепортажам и опыту наблюдения дорожных ДТП. Страшно? Страшно! Безоговорочно. Представить как разливается горе по семьям тоже все мы можем.

А что, если всё это не просто так? Что если неведомые и никогда не названные террористы стоят за всем этим? Ещё страшнее вроде бы. С одной стороны, да, возникнут, нанесут следующий удар в самое уязвимое место. Но ведь террористы они реальны, злонамеренны, уничтожимы, в конце концов. Только вот что-то не видно их и не слышно. Террористов то. Никаких заявлений, требований, угроз, как не было их и три года назад, когда так же точно «поломалась» та же самая «скоростная дорога». И потому душу точит совсем другой страх. Не знаю как вас, но у меня лично есть и страх третьего уровня. Самый сильный».

DSA:
«Необходимо установить ИСТИНУ. И быть ЧЕСТНЫМИ при установлении этой ИСТИНЫ. Ведь нельзя исключать, что притянутая «за уши» версия не позволит установить все причины и условия, из-за которых произошла трагедия. Чтобы подобное не повторилось. Ведь нельзя исключать, что ЛЮБОЙ ИЗ НАС/ВАС, наших/ваших БЛИЗКИХ не пострадает в подобном инциденте».