Сельских учителей отправят доживать на огороды

В рамках «оптимизации бюджета» каждый десятый педагог потеряет работу.

Исполнительные власти в регионах России ожидают масштабного сокращения кадров в системе образования в ближайшие годы и пытаются к этому сокращению подготовиться. Так, в Калмыкии премьер-министр республики Олег Кичиков поддержал идею выдачи безработным педагогам кредитов под гарантии сельских и районных муниципальных образований, сообщает ИА REGNUM со ссылкой на пресс-службу правительства республики. Направить эти деньги педагогам советуют на организацию приусадебного товарного хозяйства – то есть учителям советуют переквалифицироваться в фермеры.

«Нужно выдать педагогам кредиты, чтобы они могли организовать потребительские кооперативы, трансформировать личные подсобные хозяйства в индивидуальные предприятия и так далее», — заявил член комиссии, директор калмыцкого филиала «Россельхозбанка Станислав Павлов. Олег Кичиков предположил, что такие кредиты можно выдавать под гарантии глав сельских и районных муниципальных образований.

Ранее экс-премьер республики Владимир Сенглеев выступал против перевода сельских школ на нормативно-подушевое финансирование, аргументируя это низкой плотностью населения и необходимостью сохранения малокомплектных школ в районах Калмыкии.

«СП» обратилась за комментариями к министерству образования Калмыкии. Заместитель министра Раиса Дякиева подтвердила, что в ближайшее время, по расчетам специалистов ведомства, «под нож» пойдет значительная часть сельских школ республики:

«СП»: — Когда среднее образование Калмыкии переходит на подушевое финансирование? Сколько школ, по предварительным оценкам, придется сократить?

— На подушевое финансирование мы планируем перейти с января 2011 года. Уже сейчас очевидно, что придется сокращать малокомплектные школы – это такие сельские школы, где учится до 30 человек. Понятно, что они не будут в состоянии себя финансировать при подушевой оплате. Значит, им придется объединяться в более крупные школы. Таких малокомплектных школ в Калмыкии около 20 из 193 школ республики.

«СП»: — Как это будет выглядеть для их сотрудников?

— Всё это будет сопровождаться сокращением штатов. В новом учебном году, по нашим расчетам, придется сократить в целом 250 человек.

Там не только пенсионеры – ведь закрываться будут конкретные школы, речь не об общем сокращении штатов системы образования. Конечно, под удар попадут и некоторые молодые сотрудники. Но всем увольняемым мы будем пытаться помочь – ведем переговоры с агентствами по трудоустройству, будем переподготавливать. Вот, сейчас идет речь о выдаче им кредитов для открытия малого бизнеса…

«СП»: — Как министерство оценивает необходимость этого шага?

— Мы очень недовольны тем, что приходится идти на этот шаг. И если вы меня спросите, в чем причина этого сокращения, то я скажу: исправлять ситуацию надо с головы, а не с ног. Малокомплектная школа считается «плохой», потому что в нее ходит мало ребят. Но почему их мало? Потому что люди уезжают из села, не рожают в селах детей – вот и некому учиться. Школа как таковая в этом не виновата – наоборот, она во многих случаях последняя скрепа, удерживающее село. Закроется школа – и села через короткое время просто не будет.

Между тем, Россия в целом и Калмыкия в частности – аграрная земля, нам необходимо живое село. А сейчас уже которое десятилетие села пустеют, их обитатели перебираются на задворки больших городов. Эту проблему можно было бы решить, организовав новый приток людей в село – в том числе хороших учителей. Организовать нормальные системы жизнеобеспечения, социальную поддержку, медицину и образование. Тогда многие остались бы жить в селах, приехали бы из городов, и Россия вновь стала бы страной, сильной селом.

Так что малокомплектность – не проблема школы, не проблема учителей. И то, что нас фактически делают виновными в проблемах села – нам категорически не нравится.

В других регионах России также опасаются подобных сокращений – особенно подвержены риску малозаселенные сельские районы. Однако пока что никаких определенных цифр и расчетов не существует. Об этом корреспонденту «СП» рассказал Евгений Маркелов, директор московской школы «Интеллектуал»:

«СП»: — Как, по-вашему, изменится жизнь столичных школ с введением подушевого финансирования?

— Начнем с того, что подушевое финансирование уже давно введено, московские школы живут по этому принципу уже не первый год. Что же касается того, как изменится ситуация с принятием нового законодательства, это пока совершенно неизвестно.

«СП»: — То есть конкретных цифр пока ни у кого нет?

— Принят лишь рамочный закон, в остальном пока полная правовая неопределенность. И, по опыту предыдущих подобных реформ, могу сказать, что первый год с момента вступления закона в силу уйдет на всевозможные подгонки и утряски. Так что ничего определенного про то, как новое законодательство скажется на столичном образовании, пока сказать нельзя.

Между тем, далеко не факт, что сельские учителя смогут переквалифицироваться в фермеров – именно этот вариант, напомним, в числе прочих предлагается будущим безработным учителям Калмыкии. В разговоре с обозревателем «СП» предприниматель Борис Акимов, автор проекта фермерского интернет-магазина «Вкусная еда», признался, что успешным фермером в России стать очень непросто:

«СП»: — Смогут ли сельские учителя массово стать фермерами?

— В принципе, нет ничего невозможного, но для того, чтобы это было действительно успешное дело, мало одной материальной помощи. Нужны инновационные методические разработки, помощь опытных бизнес-консультантов, с которыми в этой отрасли в России большие трудности. Если просто «всем дать по миллиону» — люди разорятся.

«СП»: — Почему?

— Потому что традиционные механизмы фермерского хозяйствования не позволяют выживать. Посредники, дистрибьюторы, торговые сети – на пути от производителя к прилавку накруток столько, что, скажем, закупочная цена литра молока у фермеров получается около 5 рублей за литр. Работать и жить на эти деньги решительно невозможно.