Саяно-Шушенская брешь

На Саяно-Шушенский ГЭС произошла авария. Еще не выяснены ее причины, и неизвестно,сколько человек погибло. Но вероятно — очень хочется ошибиться — погибших будет больше, чем в Чернобыле. А ведь гидростанция, то есть водяная мельница, кажется самым безопасным способомизвлечь энергию из недр природы. Это — глубочайшее заблуждение.

За последнее столетие аварии на гидростанциях унесли жизней — как хорошая война. Каждый год — 15 крупных аварий. И не только в не слишком технологически развитых Китае или Индии, где число жертв доходило до двух десятков тысяч, но и в Италии, когда в 1963 году погибло 2 тысячи человек. В последнее десятилетие, когда человек вплотную приблизился к созданию не менее умных, чем он сам, машин, на ГЭС погибали люди в Швейцарии и в Германии, где технологическая культура безупречна. Просто поразительно, что в России с ее чудовищно изношенными фондами удавалось избежать крупных аварий с 1994 года, когда в Башкирии из-за прорыва плотины погибло 29 человек. Но если было бы надо назвать объект, где авария возможна в первую очередь, то первым в перечне стояла бы Саяно-Шушенская ГЭС.

Вертится на языке — «Странно, что авария не произошла здесь раньше». Но в том-то и дело, что сбои случались регулярно. Совсем недавно, в 2006 году, после сброса воды на Саяно-Шушенской ГЭС 30 тысяч дачных участков оказались затоплены, в том числе дача губернатора Алексея Лебедя. В 1979 году, когда строительство плотины было уже завершено, паводок пробил преграды и на месяц затопил котлован под зданием ГЭС. В 1985 году были разрушены 75% бетонных плит водобойного колодца. 1988 год — очередное разрушение отремонтированного колодца. Стало ясно, что водосброс неудачно спроектирован, разделительные «бычки» и водобойные стенки разрушаются. Было принято решение об эксплуатации ГЭС в щадящем режиме на пониженной отметке максимального уровня воды — не более 540 метров вместо проектных 545 метров. Станцию, едва построив, постоянно чинили и лечили. В конце концов решили построить дополнительный водосброс, чтобы уменьшить силу ударов водных потоков. То есть всяческие гидроудары, о которых сейчас говорят как о событии мистического свойства, случались регулярно и держали людей под угрозой аварии.

Теперь самый принципиальный вопрос. Насколько прочна была конструкция Саяно-Шушенской ГЭС? Вероятно, начальники будут уверять, что станция замечательная, авария произошла из-за человеческого фактора, вечного козла отпущения техногенных катастроф. Найдут еще дядю Васю, который выпил и закурил. Но вот факты. Пропускная способность ГЭС — 13,5 тысячи куб. м/сек. Дополнительный водосброс, как рассчитал проектант ГЭС крупнейший в отрасли «Ленгидропроект», — это два монументальных тоннеля, длиной каждый более километра, куда должна уходить вода в сумасшедшем объеме 5-8 тысяч куб. м/сек. Школьник поймет, что наши лучшие гидротехники хотели уменьшить динамическое воздействие на плотину ни много ни мало наполовину. Но построен спасительный водосброс должен быть не ранее 2012 года. А пока безопасность Саяно-Шушенской ГЭС была вилами на воде писана.

Количество техногенных аварий в России нарастает, как снежная лавина. Сыплется, тонет и бьется все — в воздухе, на земле и в воде. Технические фонды и инфраструктура дошли до уровня чудовищной изношенности и запущенности. Призывы к модернизации и к подъему высоких технологий становятся вопросом уже не экономической безопасности, они необходимы для выживания российских граждан, которые существуют под дамокловым мечом техногенных катастроф. Главное предназначение Саяно-Шушенской ГЭС — обслуживать алюминиевые комбинаты, то есть сырьевую экономику. Но сырьевая экономика своей варварской сущностью предопределила аварию на ГЭС.

Саяно-Шушенская ГЭС — совсем новенькая станция. Строительство было закончено в годы перестройки, госкомиссия приняла станцию на переломе столетий. Это было время, когда мы на технологии и науку махнули рукой, как на пятую спицу в колеснице. Мы разучились создавать сложные системы, а теми, что получили по наследству, управлять разучились. Тогда и случился настоящий гидроудар. «Булава», Саяно-Шушенская ГЭС, опрокинутые автобусы, ненадежные самолеты — одна проржавевшая цепь.