Россия: нравственность и терпимость

Социально-экономические процессы, происходившие в России в 90-е годы ХХ и начале XXI века, не только привели к серьезным изменениям в общественно-политической жизни страны, но и самым серьезным образом повлияли на межконфессиональные отношения. Новые реалии в России позволили преодолеть раскол в Русской Православной церкви: 2008 год стал годом объединения всего православного мира. Церковные иерархи всех его зарубежных синодов подписали соответствующие документы об объединении с Московским патриархатом. Эти позитивные сдвиги были закреплены на Вселенском Соборе, который прошел в 2008 году в Москве в храме Христа Спасителя.

Первые серьезные шаги по укреплению принципа веротерпимости, т.е. признание государством права граждан на исповедание любой религии, были предприняты еще в годы правления Петра I и Екатерины II. Целями этих шагов было обеспечение в многоконфессиональной стране уважительного отношения между различными религиями и конфессиями, а также между верующими — представителями различных религий. В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина II в 1764 году провела секуляризацию церковного имущества, объявленную еще Петром III. Ею устанавливались штаты и оплата церковнослужителей. Бывшие монастырские крестьяне (около 1 млн. душ мужского пола) перешли под власть государства. Они стали называться экономическими, т.е. для управления ими была создана Коллегия экономики. Таким образом, духовенство потеряло имущественную самостоятельность и оказалось на содержании государства. Так был завершен начатый Петром I процесс превращения духовенства в особый отряд чиновничества.
В годы правления Екатерины II был принят ряд актов, направленных на укрепление правового статуса религиозных меньшинств. Так, 20 августа 1769 года вышел именной указ императрицы, данный сибирскому губернатору Д.И. Чичерину, — «О воспрещении проповедникам ездить без дозволения к иноверцам и о строении мечетей». Этим указом губернатору давалось право выдавать разрешение на строительство мечети в пределах Сибирской губернии.
20 апреля 1770 года была дана Высочайшая резолюция на докладе Военной коллегии «Об объявлении пленных турок и татар, воспринявших греко-российскую веру, вольными людьми, оставляя им на произвол избрать род жизни». Помимо главной льготы, резолюция содержала повеление «…при крещении же давать каждому за крест из сиротской суммы по 3 рубли». Сохранялась также введенная еще при императоре Петре I трехлетняя льгота от податей и рекрутской повинности для новокрещеных.

Принцип широкой веры

17 июня 1773 года вышел указ Святейшего Синода «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам», провозглашавший принципы широкой веры: «Как всевышний Бог терпит на земли, все веры, языки и исповедания, то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его Святой воле и в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовало». Мусульманским муллам и буддистским ламам назначалось содержание из государственной казны, которое подчас превышало средства, выделяемые на содержание православного духовенства. Мусульмане получили свободу строить мечети и религиозные школы, и правительство помогало им в этом.
До известной степени вероисповедание при императрице Екатерине II распространялось и на старообрядчество, юридически наименее защищенную конфессию из всех терпимых государством. Уже в самом начале ее царствования, 14 декабря 1762 года, вышел Сенатский указ «О позволении раскольникам выходить и селиться в России на местах, означенных в прилагаемом у сего реестре». Этим указом расширялся перечень территорий, на которых разрешалось поселение возвращающимся из-за границы, главным образом из Польши, старообрядцам. Помимо окраины империи, им дозволялось селиться в некоторых центральных губерниях — Воронежской, Белгородской и Казанской. Однако при этом для старообрядцев-переселенцев, как и ранее находившихся в российском подданстве, сохранялись прежние ограничения в правах, в т.ч. двойная подушная подать, запрет на поступление на государственную службу. Существовали ограничения и для еврейского населения (черта оседлости). Однако для перешедших в православие и другие христианские конфессии эти ограничения снимались.

Пределы религиозной свободы

Сложившиеся на исходе XVIII века основы российской законодательной системы, регулировавшие правовой статус религиозных меньшинств, вплоть до 1905 года не претерпели принципиальных изменений. Для религиозной политики императоров Александра I и Александра II характерно стремление к расширению прав религиозных меньшинств, для политики Николая I и Александра III — защита приоритетов и преимуществ Православной церкви. Свободой веры пользовались в России все подданные, принадлежавшие к своим традиционным национальным вероисповеданиям, которые рассматривались как законные. Религиозная свобода не распространялась на носителей «изуверских» или незаконно появившихся религий.
Пределы религиозной свободы для разных вероисповеданий были различны. Они выстраивались в следующий иерархический ряд. Вслед за господствующей Православной церковью стояли лютеранская и реформаторская церкви, община гернгутеров (секта лютеранского толка), армяно-григорианская, армяно-католическая и католическая церкви. Далее по объему привилегий шли общины евреев-караимов, мусульман — суннитов и шиитов. Менее привилегированной была община евреев-талмудистов, последней стояла буддистско-ламаистская община калмыков и бурят. Всего лишь терпимыми, но лишенными привилегий были русские старообрядцы, меннониты и баптисты Закавказья, сибирские шаманисты и самоеды-язычники.

Инославные и иноверные

17 апреля 1905 года императором всея Руси Николаем II был издан указ «Об укреплении начала веротерпимости», который существенно изменил правовой статус инославных и иноверных исповедований, что отразилось и на положении Православной церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших «изуверского» характера. Почти во всех отношениях, в частности во владении имуществом, в праве на сооружение молитвенных домов, на устройство скитов, обителей, в праве печатать богослужебные книги они были уравнены с ранее признанными государством христианскими церквами. Буддистов-ламаистов впредь было запрещено официально называть идолопоклонниками и язычниками. Указом были внесены существенные изменения в легальный порядок перемены религии. Сняты ограничения на переход из одного признанного государством христианского вероисповедания в другое.
В это же время были расширены права католических и мусульманских религиозных общин. Расширение прав мусульман мотивировалось тем, что мусульманское население исполняло всегда свой долг перед государством наравне с его коренными подданными и не доставляло правительству каких-либо особых забот в отношении политическом.

Военное духовенство

В соответствии с указами Петра I и Морским уставом 1720 года для осуществления служб, поучения и напутствования больных на суда назначались иеромонахи, а в редких случаях и лица белого духовенства, преимущественно бездетные вдовцы. Старший из них, обер-иеромонах, являлся «начальным священником» во флоте. В сухопутных войсках, инфантерии, коннице и артиллерии структуры духовенства появляются лишь в 1797 году. Всю работу в армии выполняли до этого церковные иерархи и дьячки по месту дислокации воинских подразделений.
Структуры военного духовенства окончательно были утверждены Указом императора Павла I от 4 апреля 1800 года. Права и обязанности военных священников определялись особым положением. В соответствии с этим документом они подчинялись не только священным иерархам, но и непосредственному военному начальству. Круг обязанностей военных священников был довольно большим. Религиозные обязанности военных чинов и военнослужащих определялись специальными положениями и воинскими уставами. Соответствующими документами определялись обязанности священника во время боя.
С началом призыва в армию представителей Кавказа, татар, башкир и других наций и народностей, проживающих в России и исповедующих ислам или иудаизм, создаются институты муфтиев и раввинов. Они пользовались в своей основе равными правами со священнослужителями православной веры. Солдаты, младшие командиры и офицеры пользовались правом отправлять обряд и совершать молитвы. Священнослужители высших рангов муфтиев с разрешения командования могли совершать паломничество в Мекку. А во время празднования главного праздника мусульман Курбан-байрама солдатам, младшим командирам и офицерам предоставлялись краткосрочные отпуска сроком до 3 дней с выездом на родину, если военнослужащие находились недалеко от места жительства. Все эти факты говорят о том, что принцип веротерпимости в русской армии в своей основе соблюдался.
Таким образом, опыт Российской империи показывает, что многоконфессиональность в обществе и армии при правильной религиозной политике государства является не недостатком, а, скорее, преимуществом в решении задач социальной стабильности и поддержания здоровой нравственности населения.