Россия должна понять, что она уже давно не сверхдержава

В то время, как регрессивный рентный характер, сырьевая нефтегазовая ориентация и отсутствие всякого развития завели экономику России в тупик, когда деградация оставшегося в наследство от СССР «ядерного щита» стала необратимой, власти Российской Федерации, вместо того чтобы сосредоточиться на внутренних проблемах, напрочь испортили отношения с внешним миром, и в первую очередь с соседними народами, веками жившими рядом с русскими, в том числе, в составе общего государства — Российской империи и Советского Союза.

Политика, проводимая Кремлем, уже привела к двум русско-чеченским войнам, войне с Грузией, «газовым войнам» с Украиной, торговым войнам с Беларусью, Молдовой и другими странами. Сейчас в повестку дня фактически встал вопрос об опасности новой большой войны на постсоветском пространстве, включая Украину, Северный и Южный Кавказ и Среднюю Азию. Такая война, несомненно, приведет к катастрофе. Она должна быть предотвращена, Россия должна иметь нормальные отношения с соседними странами и народами, и это всецело во власти от Москвы.

Прежде всего, Россия должна понять, что она не СССР, что она уже давно не сверхдержава, и отказаться от того, чтобы рассматривать постсоветское пространство в качестве своей сферы влияния.

В части Украины это означает, что России следует воздержаться от навязывания Украине:

— какой у нее должен быть государственный язык;

— какая в ней должна быть церковь;

— какой ей следует иметь взгляд на собственную историю;

— с кем ей следует, а с кем не следует торговать оружием в рамках действующих международных правил и ограничений — Украина ведь не диктует России, следует ли ей торговать оружием, например, с Ираном;

— в какие международные организации Украина может вступать, а в какие не может.

Наконец, России следует отказаться от ведения подрывной деятельности против Украины путем финансирования и манипулирования антиукраинскими организациями, в частности, в Крыму и Севастополе, и быть готовой вывести свой флот из Севастополя к маю 2017 года.

Аналогично по Грузии. Россия должна уважать ее территориальную целостность в международно признанных границах, вывести войска с ее территории, прекратить поддержку Южной Осетии и Абхазии, предоставив возможность урегулировать их отношения с Тбилиси при участии международных организаций, в частности, ЕС. Помимо этого, как и в случае с Украиной, Россия должна прекратить подрывную деятельность по дестабилизации власти в Грузии и не диктовать ей, в какие международные организации она может вступать, а в какие нет.

По Северному Кавказу. Очевидно, что пока Россия не уйдет с Северного Кавказа, стабильности там не будет, такие пагубные явления как терроризм и насилие не прекратятся. Процесс деруссификации, исхода русского населения из Дагестана, Чечни и Ингушетии практически завершен, а в ряде других республик он идет полным ходом и уже необратим.

По законодательству СССР республики Северного Кавказа имели полное право выйти из состава РСФСР в момент выхода РСФСР из состава СССР, однако это право у них было незаконно отнято, в случае Чечни — с применением военной силы, ценой двух сотен тысяч человеческих жизней и полного разрушения республики.

В нынешней ситуации России следует цивилизованным путем предоставить независимость Чечне, Ингушетии, народам Дагестана, адыгскому народу, карачаевцам и балкарцам, урегулировав на принципах международного гуманитарного права проблему гражданства и на основе компромисса — проблему территориального размежевания русских с адыгами на нынешней территории Краснодарского края. При этом у северокавказских народов не будет оснований для возражения, если Россия обустроит государственную границу с ними, а у России не должно быть оснований возражать против участия северокавказских государств и народов в международных организациях по их выбору.

Демагогией являются утверждения, что предоставление независимости Северному Кавказу якобы автоматически приведет к отделению от Российской Федерации Татарстана и Башкирии: в этих республиках сейчас во всех смыслах совершенно другая ситуация. А захотят ли они отделиться в будущем или нет, зависит, прежде всего, от самой России и ее будущей политики.
В целом, вместо того, чтобы пытаться диктовать волю Кремля другим народам, чем на ровном месте наживать себе смертельных врагов, России следовало бы сосредоточиться на своих собственных сугубо внутренних и действительно принципиальных вопросах, отсутствие решения которых приведет в ближайшие 10-20 лет к прекращению существования русской государственности как таковой.

А именно:

— заняться диверсификацией экономики, переводу ее от нефтегазовой экспортной (рентной) модели стагнации на инновационную модель развития;

— приступить к решению демографических проблем, включая сюда интеграцию иммигрантов в русскую культурную среду;

— начать повторное освоение малонаселенных районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, что возможно лишь на основе тесной кооперации со странами Запада, Японией и Южной Кореей.

Именно этим следовало бы заняться русскому обществу и власти, а не бессмысленной конфронтацией с США и Западом, враждой с Украиной на грани военного конфликта, и непрекращающимися войнами и насилием на Кавказе и, в перспективе, после того, как американцы в ближайшие два-три покинут Афганистан, уступив место талибам, — в Средней Азии.