Реформа образования. Россия у разъезда Дубосеково

Бывают такие моменты в ходе войны, когда люди начинают отчетливо понимать: дальше отступать уже нельзя, ибо за этим неминуемо последует гибель страны.Подвиг двадцати восьми гвардейцев-панфиловцев, остановивших танки у подмосковного разъезда Дубосеково, был воспринят советским народом именно как знак окончания отступления, и потому так мощно и мобилизующее прозвучали слова легендарного политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, — позади Москва». Именно здесь было положено нравственное начало великого перелома, который потом случится в войне.

Сегодня Россия фактически стоит возле нового разъезда Дубосеково: или «фурсенки» сумеют-таки за счет продавливания «закона» «Об образовании» и внедрением «госстандарта» для старшеклассников окончательно разрушить нашу систему классического среднего и высшего образования, или мы отстоим ее базовые принципы (фундаментальность знаний, блок гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, воспитание не только ума, но и души через литературу и краеведение) и начнем понемногу подниматься вверх.

Надо ясно понимать, что пока образовательный хребет России не сломан окончательно, — есть надежда на возрождение и науки, и промышленности, и села. Но если мы в очередной раз проявим пассивность, трусость и безволие, то через 5-10 лет у нас просто не будет нормальной молодежи. Мы получим — вопреки героическим потугам отдельных родителей — массовое производство общечеловеков — адаптантов, толерантов и стабилов. [Не меньше оснований опасаться, что через этот срок не станет и страны. — Ред.] .
В принципе, разумным людям все давно понятно, и все уже точно и ясно высказано, в частности, участниками движения «Образование для всех». Я хотел бы только еще раз подчеркнуть смертоносность двух этих документов для российского села и российской глубинки.
Во-первых, лишение сельских учителей последних социальных льгот и подушное финансирование приведут к дальнейшей быстрой ликвидации сельских школ. Никакие местные бюджеты аграрных регионов, типа нашего Алтайского края, сельские школы не вытянут. Смерть сельской школы — это прямая смерть российского села. Даже слабенькая школа на селе лучше, чем мертвое село и мертвая земля.
Во-вторых, отсутствие денег у населения российской провинции (особенно в Сибири) обернется тем, что число осваиваемых предметов ужмется до самого минимума, а преподавать дисциплины на выбор в старших классах будут (вопреки всякой болтовне о профессионализации и творчестве) немногие учителя-многостаночники в ущерб качеству обучения и собственному здоровью.

В-третьих, разрыв между элитными вузами и школами богатых Москвы и Питера и образовательными учреждениями российской глубинки будет только нарастать, стимулируя бегство населения из той же Сибири и закрепляя ее колониальный статус. Нынешние образовательные реформы — это не просто сбрасывание образования с федерального бюджета; это — преступное сбрасывание той же кормилицы-Сибири с плеч России, сдача ее Америке, Японии и Китаю.

Надо также давать себе отчет в разрушительном характере искусственной иерархизации вузов, закрепляемой в «законе»: Московский и Санкт-Петербургский университеты — федеральные университеты — рядовые университеты. Это надо читать как «настоящее университетское образование» и «второсортное университетское образование». Но вся сила высшей школы как раз в не формальном, а содержательном лидерстве, когда на тот же МГУ равняются как на первого среди равных. Закрепляемое же университетское неравенство (в зарплатах, финансировании научных разработок, обеспечении профессиональной мобильности и т.д.) приведет отнюдь не только к загниванию высшей школы на периферии, но лишит те же МГУ и СПбГУ притока свежих идей и талантов из провинции, свернет равноправный интеллектуальный диалог между столицами и остальной Россией, т.е. перережет те живительные академические нити, которые от века питали нашу высшую школу.

Словом, нам надо всеми силами устоять на последнем рубеже и отразить беспрецедентную чиновничье-олигархическую атаку на наше образование. Я в этом плане согласен с теми, кто предлагает использовать все формы борьбы от массовых писем протеста и публичных акций до использования Интернет-ресурсов. Каждый же из членов Государственной думы должен понимать, что поддержка предложенных правительственных документов — это прямое преступление против России и ее будущего. Весьма разумным выглядит требование созвать всероссийское совещание работников образования, на котором необходимо обсудить две стратегических концепции реформирования образования: ту, которая уже разработана движением «Образование для всех» и оглашена О. Смолиным, и вторую, которую пусть соизволит представить на суд общественности фурсенковское министерство. Только после их публичного сравнения и обсуждения можно будет принимать какие-либо конкретные законы и госстандарты. И понятно, что участвовать в этом совещании должны не ректоры и директора школ — ныне люди подневольные, а авторитетные профессора, учителя и ученые-эксперты разных политических убеждений со всех регионов страны.

А если — не дай Бог — закон «Об образовании» и Госстандарте для старшеклассников все же будет продавлен Единой Россией, я предлагаю начать сбор подписей под коллективным письмом, в котором педагоги высшей и средней Школы возложат на правительство и Государственную думу РФ всю полноту ответственности за неизбежный будущий развал образования в нашей стране.