Равиль Гайнутдин: Россия – страна мусульманская

Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин дал пространное интервью газете «Коммерсант» в котором рассказал об уникальном положении мусульман в России. Муфтий, в частности, заявил, что хотя православные и считают, что их большинство, но, по мнению последователей ислама, Россия — страна не только православная, но и мусульманская. Гайнутдин также сравнил безальтернативное преподавание православия с бомбой замедленного действия и отметил, что эффективно отстаивать интересы мусульман в России мешает отсутствие единого управляющего органа. Объединению же муфтиятов противодействуют чиновники.

Если бы мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы Российского государства, считает Гайнутдин

Ислам исповедуется на территории России уже более тысячи лет. За это время был накоплен огромный опыт его сосуществования с христианством и другими религиями в рамках российской государственности. Ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких прав, какие мы имеем в настоящее время, сказал глава Совета муфтиев.

Хотя по Конституции православие и ислам являются равноправными, однако, по словам Гайнтдина, на деле, к сожалению, реальность не всегда такова. «Многие православные считают, что их большинство, и Россия — православная страна. Мы же говорим: нет, Россия — и православная, и мусульманская. Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы Российского государства», — утверждает Равиль Гайнутдин.

По его словам, мусульмане хотели бы, чтобы православные были более доброжелательны по отношению к мусульманам и не считали, что только православие в нашем государстве имеет право на жизнь, а остальные — это какие-то пришельцы. Ислам пришел на нашу землю раньше, чем была крещена Русь: на территории Дербента в Дагестане уже в VIII веке была построена мечеть. Ислам — это религия не пришельцев, не мигрантов, а коренных россиян.

Устранить неравенство между православными и мусульманами можно, только продвигая на всех уровнях государства и общества понимание того, что мусульманские народы способствовали созданию Российского государства. Что без мусульман не было бы Руси, не было бы самой России. Что в России живет более 20 млн мусульман. И что они имеют право называться представителями Российского государства, коренными жителями и требовать равноправного отношения к себе.

О Структура мусульманских организаций в РФ

По словам Гайнутдина, после развала Советского Союза и распада единой системы духовного управления началось дробление духовных структур. Этот процесс фактически приобрел хаотичный и несистемный характер, в каждой республике и регионе РФ начали создаваться собственные духовные управления, считает он.

В настоящее время в России существует более 70 духовных управлений мусульман. Каждое из них осуществляет свою деятельность в регионе и самостоятельно выстраивает отношения с местными властями. Тем не менее организационно они оформлены в рамках трех крупных централизованных региональных объединений, официально представляющих интересы мусульманского сообщества перед лицом федеральной власти. Это Совет муфтиев России с резиденцией в Москве (руководство Советом осуществляет Гайнтдин), Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) с резиденцией в Уфе (председатель — Талгат Таджуддин), Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) с резиденцией в Черкесске (председатель — Исмаил Бердиев).

Муфтий коснулся темы финансирования исламских организаций, назвав ее «одной из самых болезненных и чувствительных». При этом он подчеркнул, что «самый неоднозначно оцениваемый многими канал поступления денежных средств мусульманам России — от зарубежных братьев по вере», отмечает «Интерфакс».

«В исламском мире существует много фондов и состоятельных мусульман, желающих помогать российским мусульманам. После развала Союза они помогали нам напрямую. Теперь же эти средства сначала поступают в созданный при содействии государства Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, который затем по своему усмотрению распределяет часть этих средств между мусульманскими религиозными и общественными организациями страны», — сказал муфтий.

Почему у российских мусульманнет единого центра управления

Говоря об отсутствии единого мусульманского центра управления, такого, как, например, Московская патриархия, собеседник «Коммерсанта» с сожалением отметил, что в России судьба мусульманской уммы долгое время не зависела от самих мусульман.

«Сначала в Российской империи, а затем и в Советском Союзе для управления делами мусульман была создана и сохранялась система духовных управлений, очень плотно курировавшаяся государством. Зачастую чиновники, курировавшие эту систему, стремились внести разлад в ряды мусульман, противопоставить друг другу мусульманских лидеров. Но мусульманская умма очень болезненно переживает отсутствие идейного, духовного и организационного единства в рядах верующих и их лидеров. Россия — единственная страна в мире из числа стран традиционного распространения ислама, где нет единого руководства мусульманами. Мусульмане нашей страны на протяжении десятилетий стремились обрести утерянное после развала Советского Союза единство, поскольку стремление к единению исламской уммы предписано в качестве обязанности верующим самим Всевышним и Его Пророком Мухаммедом», — сказал Равил Гайнутдин.

Председатель СМР выступил с критикой авторов «задумки» создания четвертой централизованной мусульманской духовной структуры — Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), называемой также Всероссийский муфтият. По словам Гайнутдина, инициаторы создания этой организации «пошли на дальнейший раскол уже существующих региональных муфтиятов и из этих осколков создали РАИС».

«На наш взгляд, эта структура является совершенно искусственной, за которой нет реального запроса со стороны мусульманского сообщества России. Она создана при непосредственном участии определенных чиновников, для того чтобы получить дополнительный инструмент давления на уже существующие структуры по принципу «разделяй и властвуй», — заявил Гайнутдин.

По его словам, ни одна из централизованных мусульманских структур — ни СМР, ни ЦДУМ, ни КЦМСК — официально не объявляли о приостановке объединительного процесса. Это сложный процесс, который может растянуться во времени и пойти в несколько этапов, считает муфтий.

«Слишком глубоки оказались проблемы, которые многие годы игнорировались. Слишком велико оказалось непонимание важности этого процесса со стороны некоторых чиновников. Но и без одобрительного кивка сверху новое поколение мусульман уже давно успешно преодолевает все порожденные в прошлые годы линии разделения единой уммы — национальные, региональные, организационные. Молодые верующие татары, кавказцы, новообращенные мусульмане уже давно чувствуют себя единой общиной, несмотря на отсутствие единства между муфтиятами. И мне жаль тех, кто этого еще не понимает, поскольку они рискуют отстать от истории. Единство мусульманской общины России — за молодым поколением верующих», — убежден Гайнутдин.

Ислам и российская власть

По словам Равиля Гайнутдина, во время встреч с руководителями Российского государства — президентом Медведевым и главой правительства Путиным — постоянно подчеркивается, что лидеры страны очень четко знают механизм и пути работы с духовными управлениями мусульман.

«И мусульмане России всегда чувствуют поддержку со стороны политического руководства страны. Приходится признать, однако, что существуют факты невыполнения этой генеральной линии на местах. В наш адрес поступают письма из отдельных регионов страны, где местное руководство, порой функционеры среднего звена, считают возможным диктовать руководителям мусульманских организаций их действия по внутренним вопросам уммы», — заявил муфтий.

О мечетях и протестах против их строителства

Как отмечает Гайнутдин, в ситуации, когда только в Соборной мечети Москвы на праздничный намаз собирается до 80 тыс. человек, мусульмане с огромной надеждой ждали строительства этой, всего лишь пятой по счету в Москве, мечети в Текстильщиках. Гайнутдин, между тем выразил твердое убеждение в том, что будет предложен новый участок земли, который не вызовет протестных настроений части горожан, и завершение этого проекта должно стать первым шагом в решении проблем столичной уммы.

Акции протеста, инициированные определенными лицами, носят, по мнению председателя СМР провокационный характер и прямо нацелены на дестабилизацию в столице. Он призвал глав мусульманских религиозных организаций найти верную интонацию в призывах к прихожанам по данному вопросу, с тем чтобы не вызвать возмущение и недовольство мусульманской уммы. Мусульмане в российской столице составляют, по его информации, уже до 2 млн человек.

«Несомненно, мы будем отстаивать свое право на возведение мечети в районе Юго-Восточного административного округа Москвы. Это право у нас отнять никто не может, поскольку мы полноценные граждане демократической страны», — заявил муфтий.

Между тем, по его словам, в ситуации, когда количество мусульман стремительно растет, а строительство мечетей блокируется националистами и исламофобами, приходися соглашаться с предложением муфтия Нафигуллы Аширова, который рекомендовалл мусульманам разойтись по чердакам и подвалам и там молиться.

Как можно воспитывать своих единоверцев, если их невозможно даже в мечети собрать, и они вынуждены или стоять под снегом, мокнуть под дождем, не слыша даже слова пятничного наставления?. Как бороться с невежеством и радикализмом, если сегодня часть молодежи, полностью разуверившись во властях и официальных лидерах мусульман, предпочитает собираться на нелегальных квартирах, в подвалах и промышленных ангарах с сомнительными имамами? — восклицан муфтий.

Что же касается раздражения, которое у православного населения столицы вызывают массовое участие муссульман в праздниках, то снять это напряжение, по словам Гайнутдина, можно только планомерным просвещением, развитием исламской инфраструктуры и строительством новых мечетей.

Это «обезопасит и мусульман и перестанет раздражать жителей, действительно испытывающих неудобства из-за еженедельного перекрытия молящимися мусульманами улиц города. Необходимо создать условия для религиозной жизни мусульман. Если мы заставим людей молиться на тротуарах, это может привести к социальному взрыву. Причем никто не может сказать, с чьей стороны этот взрыв произойдет раньше — со стороны уставших терпеть такие издевательства мусульман или со стороны остальных возмущенных жителей города», — считает Гайнутдин.

Что такое ваххабизм и надо ли с ним бороться?

Ваххабизм, по словам муфтия, — это государственная идеология в Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива.

«Эта идеология являлась для этих стран идеей собирания народов и обретения независимости. Поэтому саудовцам дорога эта идеология. Однако то, что мы видим и слышим под названием «ваххабизм», отличается от того ваххабизма, который является идеологией некоторых государств. Ваххабизм в лице терроризма — это вредная идеология, которая распространяется на Северном Кавказе. Идеология остается лишь идеологией, если она не проповедует насилия и кровопролития. Если же идеология направлена на убийство, совершение террористических актов, речь идет уже об определенных политических целях, нерелигиозных, и эта идеология губительна», — считает Гайнутин.

При этом он добавил, что большинство россиян не имеют должного представления о том, что есть религия ислам, и неизменно удивляются, услышав, что ислам признает Иисуса Христа, да и вообще вместе с христианством и иудаизмом относится к авраамическим, то есть однокоренным религиям.

Об идее дресс-кода, предложенной протоиереем Всеволодом Чаплиным

Как подчеркнул муфтий, он всецело разделяет обеспокоенность отца Всеволода по поводу нравственного состояния сегодняшнего российского общества, особенно прекрасной его половины, поскольку высокая этическая мораль и нравственность заложены в Священном Коране и в Сунне Пророка Мухаммеда.

«Женщина в здоровом обществе всегда должна являть собой пример благопристойного поведения. Она является в первую очередь матерью, она воспитывает своих детей, она должна быть в большей степени духовной, и, конечно же, ее одежда, характер, привычки, вообще облик — это главное в семье. Это же можно сказать о внешнем облике и поведении мужчины, ведь авторитет мужчины-отца, главы семейства, а значит, и воспитательное воздействие формируются в том числе и через тот его образ и личный пример поведения.

Преподавание в российских школах «Основ православной культуры» на безальтернативной основе Гайнутдин считает «социально опасным»

Введение в школах 74 субъектов федерации предмета «Основы православной культуры» (ОПК) было несколько лет назад осущесвлено без законодательной основы и в нарушение принципа Конституции, — считает Гайнутдин.

По его словам, утверждение, что каждый россиянин должен знать православную культуру и православную историю России… является навязыванием всему обществу идей превосходства одной культуры и одного народа над остальными, убежден муфтий.

Гайнутдин считает, что преподавание только основ православия ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение «младших братьев». Таким образом, по его словам, если будет принято «однобокое решение, то будет заложена бомба на десятилетия вперед, неизбежен конфликт, если в школах будут преподавать только культуру одной религии».

Как отметил глава Совета муфтиев, позиция его организации по вопросу отличается от позиции Русской православной церкви.

Между тем, как отмечает «Интерфакс», Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивал ранее,что принудительное изучение религии в школах «неприемлемо не только в России, но и в любой стране».

«Так как в области духовной жизни не может быть диктата, ведь «невольник не богомольник», мы не хотели наступать на те же грабли, как и в царской России, когда все должны были изучать закон Божий или исповедоваться», — говорил он.

Патриарх также настаивал на добровольном выборе дисциплин в рамках экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики». «Очень важно, чтобы соблюдалась добровольность и не было бы перегибов, напоминающих советские выборы, когда вдруг 99,9% голосуют за один предмет по выбору, чаще всего — светскую этику», — сказал Патриарх.

В частности, предстоятель Церкви был удивлен, узнав, что в Пензенской области 100% школьников выбрали светскую этику. Он выразил сомнение, что в число этих учеников могли попасть дети 200 священников, несущих служение в Пензе.

«Видимо, организаторы этой подтасовки не подумали, что хоть какой-то процент надо было оставить, чтобы убедить людей в добровольности. Не додумались», — сказал Патриарх.