Прокуратура Москвы призывает сообщать о задержках авиарейсов

Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте за многочисленные задержки рейсов подала в суд на авиакомпании «Авианова» и SkyExpress.

Арбитражному суду Москвы предстоит рассмотреть в общей сложности 24 иска. По сообщению прокуратуры, оба авиаперевозчика не предприняли своевременных мер по резервированию достаточного количества воздушных судов для выполнения полетов. В результате, за период с 12 по 19 июля текущего года произошла задержка 102 рейсов в аэропортах Шереметьево и Внуково. Свыше 23 тыс. пассажиров вынуждены были ожидать вылет в течение 2-8 часов.

«В настоящий момент также проводится проверка соблюдения перевозчиками правил по обеспечению пассажиров водой, питанием и услугами гостиниц при задержке рейсов свыше двух часов, в пик концентрации смога в столице (6-8 августа), – уточнил зампрокурора Александр Андрияш. – Мы просим граждан, которым не предоставили такие услуги, обращаться к нам».

По мнению специалистов Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», судя по колоссальному количеству жалоб на эти компании, которые к ним поступили, работы у прокуратуры будет достаточно. И это будет первый столь массовый судебный процесс, так как прежде только в единичных случаях пассажиры выигрывали иски у авикомпаний.

Впрочем, абсолютное лидерство Sky Express по задержкам рейсов признает и Росавиация. По данным ведомства, только в июле текущего года этот авиаперевозчик допустил 404 задержки вылетов, что составляет 45% от всех выполненных им рейсов. На этом фоне гораздо скромнее выглядит «Авианова», у которой всего 126 задержек (12%,).

Ведомство уже заявляло о намерении отозвать сертификат эксплуатанта у Sky Express, если ситуация не исправится. И в случае официального признания нарушений судом такой исход дела обеспечен. В противном случае, компании ожидают несущественные финансовые издержки – штраф в размере 30-40 тыс. руб. за каждый иск.

Как считает представитель «Общественного контроля» Дмитрий Лесняк, именно крайне низкий размер штрафных санкций провоцирует массовый характер задержек авиарейсов. «По Воздушному кодексу за задержку рейса авиаперевозчик уплачивает неустойку из расчёта 25 рублей в час, но не более половины провозной платы, – прокомментировал он «Гудку». – Эта норма вступает в очевидную коллизию с законом «О защите прав потребителей», согласно которому неустойка за несвоевременное оказание услуги составляет 3% от её стоимости за каждый час». По мнению эксперта, если бы суды к перевозчикам предъявляли адекватные санкции, количество нарушений могло бы значительно снизиться.