Профессия – «слуга народа»

В целях экономии министерство финансов предложило сократить количество чиновников.

Если для борьбы с дефицитом бюджета во многих странах урезают зарплаты государевым людям, то у нас проблему решают кардинальным путем — в течение ближайших трех лет армия чиновников может сократиться на 20 процентов, то есть на 120 тысяч 507 человек.

Сколько у нас их? Противоречивы даже официальные данные. В комментариях, посвященных инициативе Минфина, приводятся данные Росстата о количестве людей на государственной службе: 868 151 человек по состоянию на 1 октября 2009-го. Газета «Ведомости» в марте привела иные данные того же Росстата: к концу прошлого года в стране насчитывалось 1,114 миллиона чиновников, что на 12,500, примерно на 18 процентов больше, чем годом раньше. Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в 2009-м составила 28,200 рублей, муниципальных — 23,500. Но все эти цифры не то, чтобы неверны, они лукавы. У чиновника есть оклад, который, в действительности, очень невелик. К нему плюсуются всевозможные надбавки, за начислением которых получатель внимательно следит. Никто не забывает и о премиях, в отдельно взятых крупных организациях существует чуть ли не обязательная ежемесячная «материальная помощь». Ну, и так далее. К примеру, подсчитал один из отечественных экспертов, размеры ежемесячного поощрения в несколько раз превышают официальные оклады чиновников и фактически превратились в завуалированную зарплату: например, замминистра мог получать 22 должностных оклада в месяц, или 264 — в год.

Поэтому есть и другие цифры. В течение 2009-го среднемесячная заработная плата гражданских служащих в региональных органах власти выросла на 4,4 процента и составила 34,4 тысячи рублей.

Эксперты сразу сосчитали: в кризисный год чиновничий класс еще больше увеличил свой отрыв от «простых граждан».

Средняя по стране номинальная зарплата составила в 2009-м примерно 18,8 тысячи рублей. В общем, налогоплательщики отстали от чиновников почти вдвое. А то и больше — в минувшем году среднемесячная зарплата в органах законодательной власти в регионах составила 46,2 тысячи рублей. Даже неловко как-то говорить, что работники органов исполнительной власти в Ненецком автономном округе получали 109,5 тысячи, в Ямало-Ненецком автономном округе и в Сахалинской области – соответственно 96,9 и 85,7 тысячи рублей. Это по данным того же Росстата. После того, как количество чиновников снизится, оставшиеся, понятно, примутся затыкать образовавшиеся бреши – еще за большую зарплату.

Российских чиновников бранит каждый, кому не лень. Не за их великое множество, а за нежелание решать вопросы, находящиеся в их компетенции. Человеку, пришедшему со справкой или за справкой, предлагается обратиться к другому служащему, который, в свою очередь, гонит просителя к третьему. У того, как правило, либо отпуск, либо он болен, или же у него просто неприемный день. Раздражение и негодование «простого человека» растет пропорционально затраченному времени и потерянным нервам. Это в голливудских фильмах запутавшийся в бюрократической паутине гражданин принимается выкрикивать: «Я налогоплательщик, и вы получаете заработную плату из моих денег!». В России скандалисту сразу указывают на дверь, согласно неписаным правилам, он должен, если не вползать на коленях в кабинет чиновника, то исполнять книксены и поклоны при встрече с ним.

Так что при нашем негативном – по большей части, совершенно справедливо – отношении к чиновникам даже уменьшение их численности популярности им не прибавит.

Надежда, что они действительно «повернутся лицом к людям», а не станут, как в репризе Аркадия Райкина, требовать принести справку, что вам нужна справка, крайне мала. Поэтому среди читательских откликов на нынешнюю инициативу о сокращении числа чиновников слов одобрения и поддержки я не нашел. Один из авторов комментария в интернете предложил даже свои подсчеты, вот они: «43,4 млрд./120507чел./36 мес. = 10004,03 руб. на одного чиновника в месяц. Как они, бедные, на такие деньги-то живут? Очередное вранье». Другие предлагают начинать с «головы» и сокращать чиновников высшего и высокого уровня. Потому что «уволят, как всегда, секретаршу и уборщицу. А главных бездельников никто не тронет». Крайняя форма недовольства выражена в крике души: «Кажется, что российские чиновники сошли с ума — чем громче и чаще говорят о борьбе с коррупцией, тем циничней госслужащие тратят народные деньги. Единственное сословие, которое не пострадало от кризиса — чиновники. В стране — увольнения, сокращения, а труженики бюрократии только прибавляют в количестве». Кто-то вспомнил: «Сейчас у нас государственных служащих в 6 раз больше, чем в СССР, если считать в процентном отношении к количеству населения». И, конечно, многоопытные читатели уверены: «Одного уберут, троих назначат. Знаем мы эти «сокращения».

Насчет «увольнения уборщицы» не совсем верно. Закаленная в аппаратных играх армия чиновников всегда держит про запас свободные вакансии – вот их-то формально и пускают под нож с началом каждой новой «увольнительной кампании». Лишаются своих должностей и сотрудники пенсионного возраста – причем, далеко не всегда худшие, опытные работники.

Пользуясь случаем, начальство будет радо избавиться от подчиненных, ставящих государственные интересы выше личной лояльности руководителю.

Короче, резервы есть всегда. Что до разрастания штатов по завершении «реорганизации», то знаменитых «бюрократических законов», выведенных в сборниках Мерфи, никто не отменял. Они уже стали аксиомами: «Бюрократия способна переждать все», «Любая бюрократическая система, созданная для повышения эффективности работы, сразу же становится неотличимой от своей предшественницы», «После ухода одного профнепригодного его место сразу занимает другой профнепригодный». Рекомендую и шедевр: «Объем отчета о проделанной работе обратно пропорционален объему самой работы». Так, мелкий штрих: в конце мая в Башкирии принялись обсуждать инициативу о создании специальной формы с погонами и шевронами для служащих муниципалитетов. Дизайн мундира разработал самолично глава одного из районов республики. Это — темно-бордовый костюм-двойка с погонами, на левом рукаве — шеврон с изображением эмблемы района и его названием, на погонах главы района — большая золотая звезда, у его заместителей — по две серебряных меньшего размера. Естественно, предлагается дополнить форму праздничным и полевым комплектами, причем в зимнем и летнем вариантах исполнения. На вопрос, зачем все это, есть ответ: мундир поднимет статус местных чиновников и, одновременно, сделает их более дисциплинированными. Наверно, встретив на улице или в магазине служащего в подобном одеянии, сограждане действительно примутся оказывать ему почести: уступать дорогу, как это делают «простые автолюбители» великому множеству автомобилей с синими «мигалками».

О коррупции российского чиновничества написаны тома книг – как у нас, так и за рубежом. У нас, как уверяют авторы, абсолютно правдивые. За рубежом, принято считать, исключительно клеветнические.

Все мы знаем: в России есть два уровня чиновников. Те, кто может брать взятки, и те, кому не дают, поскольку «место невыгодное».

Общаясь с взяткодателями, мы нарушаем свои собственные моральные устои и законодательство, вручаем «барашка в бумажке» и решаем свой вопрос. Пробившись к «невыгодным чиновниками», слышим вариации на тему «Приходите завтра!». А лучше – никогда! Ну а методы борьбы с коррупцией среди государевых людей за всю ее историю претерпели сильные изменения. Петр Первый приказал генерал-прокурору П. Ягужинскому написать указ о том, что, если в будущем сумма украденного превысит стоимость веревки, то виновник будет повешен. Ягужинский объяснил государю, что тогда он останется без подданных. Поэтому взяточничество разрослось с той поры до таких масштабов, что в начале июня нынешнего года министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев вынужден был предложить не менее кардинальный способ борьбы с мздоимством: для победы над коррупцией необходимо лишь «перестать давать эти взятки». Объединяет две инициативы признание безысходности ситуации и неготовность бороться с коррупцией. Значит, кардинальным решением вопроса сегодня выглядит именно предложение Медведева: «Чиновников, по моему мнению, сегодня больше, чем рабочих. Закрываются фабрики, заводы, хозяйства – некому работать. И я бы не каждого пятого, а каждого второго бы сократил. А сэкономленные деньги потратил бы на здравоохранение, строительство детских садов, школ, бюджетникам бы поднял заработную плату, увеличил размер пенсий». Петр Медведев – депутат законодательного собрания Красноярского края. Он только забывает: даже после сокращений на 20 процентов в лексикон государевых служащих войдет до боли знакомое: «Вас много, а я один/одна!».

Если же их уполовинят, «простые граждане» будут обречены решать свои «бумажные вопросы» до конца жизни.

Как известно, мы во всем идем своим путем. Китайцы весной нынешнего года приняли новый закон о гражданской службе: документ, под страхом смертной казни, запрещает партийцам заниматься бизнесом, получать подарки, пользоваться дорогими иномарками и ездить на роскошные зарубежные курорты, а также использовать служебное положение для помощи бизнесу своих родственников. У нас уже оценили нововведение. Как сообщил депутат Госдумы от «Единой России» Константин Косачев, российская правящая партия вряд ли будет перенимать этот китайский опыт. У нас есть подвижки к лучшему, в начале апреля Минюст объявил о конкурсе на выполнение научно-исследовательской работы. Она называется: «Разработка и апробация механизмов стимулирования государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям», ведомство было готово заплатить 600 тысяч рублей за методические рекомендации по стимулированию чиновников и проект указа президента о внедрении таких механизмов.

Это вам не китайские «штучки»…