Правительство начало борьбу с завышением цен на нефтепродукты

Хотя инфляция в стране с началом этого года разошлась вовсю, именно рост цен на бензин произвел сильнейшее впечатление не только на рядовых граждан, но и на власть предержащих. Когда на заправках стоимость литра 95-го бензина оказалась на уровне 27, а то и 28 рублей, очень многие схватились за голову.

Социологические опросы показывают: 30 рублей за литр (а эта планка уже близко) для многих автовладельцев является психологическим барьером, после которого около 25 % из них поставят машину на прикол. Судя по всему, власти живо представили себе миллионы разозленных людей, пересевших из собственных авто на городской транспорт.

Да это и не единственное последствие подорожания топлива. В столице и Подмосковье с 1 февраля рванулись вверх цены за проезд в маршрутках. Производители самой различной продукции, а главное продавцы уже заложили подорожание бензина в ее себестоимость. Не замечать в предвыборный период такой раздражитель невозможно, и представители правительства начали борьбу с ценами на топливо.

Начал ее, как и положено, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. 2 февраля он заявил: «ФАС до 10 февраля определится с вопросом о возможности начала третьей волны дел о злоупотреблении ценами на нефтепродукты в отношении крупнейших нефтяных компаний. ФАС обеспокоена стремительным ростом цен и видит признаки нарушения антимонопольного законодательства». А чтобы все всем было понятно заранее, он объяснил: «Если анализировать мировые цены на нефть и повышение акцизов на нефтепродукты, все равно рост цен не должен быть таким стремительным ни на бирже, ни на бензоколонках».

Забежим чуть вперед и скажем сразу: опыт показывает, что резкие высказывания Артемьева и предпринятые его ведомством шаги пока далеко не всегда подкрепляются соответствующими решениями судов. И если на первом этапе разбирательств ФАС удается выписать тем или иным нефтяным компаниям очень крупные штрафы, то затем, после череды судов, наказание провинившихся резко смягчается.

Да, антимонопольная служба объявила о начале третьей волны разбирательств против крупнейших компаний, однако, при этом стоит помнить, что две предыдущих волны не накрыли никого из крупнейших игроков нефтяного рынка. Именно поэтому Артемьев уже не представляет, что еще можно предпринять: «Может, спецзакон принять по колебаниям цен на топливо на внутреннем рынке вслед за мировыми ценами на нефть?».

Пока же ФАС возбудило очередное дело против «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и «Роснефти». ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Башнефть», как считают в этом ведомстве, тоже «вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году».

Нефтяники дружно указывают на мировой рынок, где цена на нефть неуклонно растет. ФАС отвечает: «Рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов лишь частично могут объяснить действия по повышению нефтяными компаниями цен на федеральном оптовом рынке в конце 2010 и начале 2011 года». Конечно, подорожание с октября 2010 по конец января 2011 года дизельного топлива на 35 % и авиакеросина более чем на 30 % впечатляет.

«Рост цен был необоснованный и полученная прибыль должна быть изъята, – заявил Артемьев на февральском совещании по итогам работы ТЭК в 2010 году, которое проводил Владимир Путин. – В результате ошибок в маркетинговой политике, а, на мой взгляд, просто из-за того, что компании хотели за счет потребителя компенсировать ущерб от повышения акцизов, искусственно был создан дефицит авиатоплива и дизельного топлива. Это привело к рукотворному росту цены. Никогда такого не было, чтобы авиакеросин и дизельное топливо стоили дороже 95-го бензина. И это в тот год, когда экономика начала оживать. То, что сделали нефтяные компании – это форменное безобразие».

Напомним, что еще в январе вице-премьер Игорь Сечин обсуждал с представителями крупнейших нефтяных компаний возможность снижения цен на топливо или их стабилизации. В начале февраля выяснилось, что это не помогло. И тогда в ситуацию вмешался Владимир Путин. Речь пошла о возможности госрегулирования цен на топливо, если они продолжат свое повышение.

«Объективные факторы роста цены есть, – признал премьер-министр, – но они оказались вовсе не основными. По данным ФАС получается, что 50 % увеличения цены приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим подорожание объясняют и нефтяные компании. С этим никто не может согласиться. Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, и к его искусственному созданию. Мне не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна – грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль».

Еще одну проблему Путин разрешил сразу же: «Мы приняли решение в этом году продлить льготные цены на горючее для сельхозпроизводителей. Скидка составит 10 %. Но 10 % от цены, которая была 1 ноября 2010 года. Это означает, что от сегодняшней цены скидка будет 30 %. Сельское хозяйство и так пережило труднейший год, надо дать возможность провести посевные работы».

Кроме того, премьер поручил сделать процесс ценообразования на топливо прозрачным и предсказуемым, развивая продажу нефтепродуктов через биржу и заключая прямые, без посредников, контракты на поставку топлива.

Тут-то и стало ясно, что ручное управление топливным рынком значимых результатов, скорее всего, не даст. Дело в том, что Игорь Артемьев на том же самом совещании заявил: у ФАС есть серьезные претензии и к тому, как компании торгуют на биржах. Там, оказывается, существует недостаточный объем предложения. Там отсутствует анонимность торгов. Там совершаются крупные адресные сделки, которые не позволяют получить рыночные котировки по нефтепродуктам.

Независимые эксперты добавляют к этому выросшие акцизы, заставляющие компании искать способы восстановления размеров своей прибыли.

И хотя представители крупнейших нефтяных компаний сразу после речи премьера взяли под козырек, и цены на соответствующих заправках несколько опустились, не стоит ждать долговременных успехов в деле их удержания. Указания о снижении акцизов никто не давал. Так называемые «ножницы Кудрина» – двухмесячный временной лаг между изменением цен на нефть на мировых рынках и изменением экспортных пошлин – тоже остались на своем месте. Так что испуг от правительственных мер долго не продлится: инфляция растет и тоже диктует свои правила.

Однако на совещании у премьера был поднят и еще один вопрос, причем, постановка его совсем недавно представлялась невероятной. Выслушав доклад, сделанный на совещании зампредом «Газпрома» Валерием Голубевым, Путин неожиданно сказал: «Вы знаете, как я отношусь к «Газпрому», но получается, что мы интересы конкретной компании ставим выше, отчего в конечном итоге тормозится развитие всей экономики. Вы отдаете себе в этом отчет? Вы обещали, что дефицита не будет. А сейчас говорите, что дефицит есть! Проблема в том, что дефицит транспортных мощностей есть, а мы туда никого не пускаем с подачи компании. Это неправильно. Или вы будете эффективно работать, или мы вынуждены будем пойти на изменение действующих правил».

Надо сказать, что проблема допуска к трубе стоит остро не первый год, но впервые получила такую оценку на высшем уровне. Правда, аналитики сразу заявили: основную выгоду от ее решения получит второй крупнейший производитель газа в стране – «Новатэк». Хотя вопрос доступа к газовой трубе актуален и для нефтяных компаний, перед которыми ставится задача к 2012 году довести утилизацию попутного газа до 95 %. Этот газ тоже нужно куда-то поставлять.

Российский ТЭК – не просто кормилец страны, но и источник больших проблем. И сейчас встал вопрос о том, как правительство с этими проблемами справится. Ответ на него мы, думается, узнаем довольно скоро.