Половину Владивостока арендует Китай — на 75 лет

Это не сказка — такие перспективы предусматривает «Стратегический план развития города Владивостока до 2020 года», которую сегодня готовит мэрия приморской столицы

В конце минувшей недели в столице приморского края прошло заседание рабочей группы, которая разрабатывает «Стратегический план развития города Владивостока до 2020 года». Группу возглавляет мэр города Игорь Пушкарев, а также руководители отделов его администрации. Участники заседания одобрили концепцию под загадочным названием Хай-Шень-Вэй, и теперь должны передать предложения в Москву.

Концепция Хай-Шень-Вэй разработана, так называемым, Леонтьевским центром из Санкт-Петербурга. Согласно ей, половина Владивостока — Первомайский и часть Ленинского района должны отойти… Китаю. Предполагается создание специальной китайской администрации под началом чиновников из Харбина.

Сообщение жителей одной половины города с другой будет осуществляться через таможенные и пограничные посты.

Китай, как предлагают разработчики проекта, должен будет заплатить за аренду территории 130-150 млрд. рублей. Эта сумма в несколько раз перекрывает годовой бюджет Приморского края и поможет содержать в регионе флот, армию, а также укрепить власть на местах. Хай-Шень-Вэй в переводе с китайского означает «Бухта трепанга» — так в Китае издревле называют Владивосток.

Стоит ли говорить, что большинство жителей города резко отрицательно относятся к подобным инициативам городских чиновников во главе с Игорем Пушкаревым. А часть экспертов считает, что передача половины Владивостока китайцам, конечно — пробный шар, но в перспективе ничего исключить нельзя. Что, судя по агрессивности авторов концепции, в стране действует весьма влиятельное лобби, работающее на стороне КНР.

Вообще, в самом Китае артподготовка ведется давно, а в последнее время она резко активизировалась — тамошние СМИ стали регулярно печатать статьи видных деятелей на эту тему. Так, бывший посол КНР в России Ли Фэнлиня недавно написал, что Россия самостоятельно не сможет освоить территорию Сибири, и, следовательно, Сибирь эту нужно отдать в аренду Китаю.

В прошлом году в Китае реанимировали программу возвращения якобы китайских земель из-под юрисдикции России. В школьных учебниках наших соседей рассказывается об отобранных в XIX веке Россией землях и попранном национальном достоинстве. В Китае массово производятся документальные фильмы с русскими субтитрами по вопросам границы с Россией. Достаточно воспроизвести названия: «100 лет войны России и Китая», «История КВЖД» и т.п.

И хотя правительство России постоянно твердит, что по договору 2001-го и после передачи китайцам островов под Хабаровском — Тарабаров и Большой Уссурийский все вопросы с границей Китая решены, в Китае, видимо, так не считают.

По словам известного российского китаиста Алексея Маслова, у нас сейчас практически нет специалистов, способных оценить сложившуюся ситуацию с не прокитайских позиций, поскольку большинство подготовленных специалистов учится по китайским программам, а китайцы их субсидируют. И предложение по разделу Владивостока — только первый шаг.

Между тем, молодежь с мозгами и нормальными руками бежит из Приморья. Тут нет видимой перспективы. А экология!? Море — помойка, плюс радиоактивные захоронения. Туристы сюда не ездят, а какие средние зарплаты? Вечно это не может продолжаться.

Владивостокцы, между тем, прогнозируют: если город отдадут Китаю, то по китайским законам всех наших начальничков расстреляют на площади за воровство.

Мнения экспертов

Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок, доктор экономических наук:

— Китайцы неоднократно предлагали отдать им кусок Владивостока под реконструкцию. Ничего страшного в этом не вижу. У нас в городе нет нормальной архитектуры, нет социального пространства, он неудобен для жизни. То, что строят, делают не для того, чтобы людям комфортно было, а чтобы содрать с них большие деньги! Где парки, чтобы погулять с ребенком, где нормальные пешеходные дорожки? Владивосток возводит объекты саммита «АТЭС-2012». Нет в городе даже соответствующих программ реконструкции, ветшают и скоро будут разрушаться от старости целые микрорайоны из хрущевок. Владивосток — город транспортного коллапса, город помоек и свалок, он устарел 50 лет назад.

Петр Ханас, директор Дальневосточного консалтингового центра:

— Значительное число граждан, которые не возражали бы против реализации сценария «Владивосток-Китаю» — лакмусовая бумажка слабости местной власти. Федеральный и региональный бюджеты тратят миллиарды и миллиарды рублей на то, чтобы придать новый импульс развитию Владивостока. Горожане это видят. Но в повседневной жизни сталкиваются с неуютными дворами, отвратительными дорогами, транспортным коллапсом. А это уже зона ответственности мэрии города. За время своей работы Игорь Пушкарев пока так и не смог завоевать большого авторитета среди жителей.

Михаил Шинковский, директор Института международных отношений ВГУЭС, профессор, доктор политических наук:

— Этот проект представляется мне весьма и весьма труднореализуемым. Прежде всего, у нас для этого нет нормативной базы. Есть ряд негативных примеров сотрудничества КНР и РФ. В свое время правительство провинции Хэйлунзян обращалось с предложением об аренде причалов в ОАО «Владивостокский морской торговый порт», поскольку у этой провинции нет выхода к морю, но мы не смогли договориться… Был проект времен Евгения Наздратенко об аренде воздушного коридора над КВЖД, чтобы спрямить воздушный коридор на запад России, который сейчас пролегает через Хабаровск. Опять-таки ничего не получилось… Безусловно, нам придется теснее сотрудничать с КНР, поскольку нас вскоре на всем Дальнем Востоке останется не более 4-х миллионов человек, а нам необходимо удерживать территорию. И все же, к таким проектам стоит относиться очень осторожно.

Игорь Королев, секретарь приморского регионального отделения партии «Единая Россия»:

— Я с таким документом не знаком, так что, как говорится, без комментариев. Тем не менее, отмечу, что решение подобных вопросов находится отнюдь не в полномочиях администрации Владивостока.

Александр Юртаев, депутат Думы Владивостока, лидер приморского отделения партии «Справедливая Россия»:

— Мягко говоря, я шокирован. Администрация Владивостока предполагает передать землю в аренду китайцам, а в это самое время коренные жители краевого центра годами не могут оформить в собственность земельные участки под домами, в которых они живут поколениями! Уже сегодня значительная часть земельных участков и промышленных предприятий в Приморье так или иначе, через цепь перепродаж, принадлежат иностранных гражданам.

Владимир Беспалов, депутат заксобрания Приморья, первый секретарь Владивостокского горкома КПРФ:

— Насколько мне известно, чайна-тауны создаются во многих странах по инициативе китайской стороны в целях компактного и комфортного проживания граждан КНР. Это нормальный процесс, однако, ни в одной стране не идет речь о передаче юрисдикции над этими территории правительству Китая. В чьих интересах разрабатывается эта концепция? В интересах жителей Владивостока, которые голосовали за мэра российского города? Или жителей Харбина? Передача российской земли в аренду иностранному государству — это, по сути дела, создание анклава, что вообще представляется для меня нонсенсом. Об этом не может быть и речи! Игорь Пушкарев таким образом претендует, как минимум, на роль главы МИДа России. Может быть, мэру все-таки стоит перестать заниматься маниловщиной, а заняться наконец городским хозяйством?

Из досье «СП»

Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» создан в 1991 году по инициативе мэра Санкт-Петербурга Собчака и лауреата Нобелевской премии по экономике русского американца Леонтьева. Основная задача центра — координация общероссийских и региональных исследований по проблемам экономики переходного периода.