По закону и совести

ВЫПОЛНЕНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА НАПРЯМУЮ СВЯЗАНО С СОБЛЮДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВОВЫХ НОРМ.

На одной из недавних встреч с представителями СМИ министр обороны России Анатолий Сердюков сказал, что «в результате оптимизации Вооруженных Сил и оргштатных мероприятий большое число офицеров выведено за штат, порядка 65 тысяч уволены». Это довольно серьезная цифра, говорящая и о масштабах реформ, и об их возможных социальных последствиях. Ведь все эти люди, оказавшиеся без погон, сегодня столкнутся с проблемами поиска работы, получения, выбора или ожидания в очереди жилья, пенсионного обеспечения. То есть с целым кругом непростых житейских задач, решение которых требует не только знания правовых норм, но и добросовестного выполнения соответствующими чиновниками российского законодательства — жилищного, пенсионного, трудового…

Судя по увеличившемуся потоку писем в редакцию с различными юридическими вопросами, делается для этого на местах далеко не все. Соответствующие обращения поступают сегодня и в Министерство обороны Российской Федерации, другие ведомства. Особое место в них занимает пенсионная и жилищная проблематика. В связи с этим редакция «Военно-промышленного курьера» вместе с Управлением по работе с обращениями граждан Министерства обороны Российской Федерации решила опубликовать наиболее типичные вопросы и ответы на них, которые подготовлены профессиональными юристами МО РФ.

Хочется верить, что «правовая полоса» «ВПК» поможет людям в погонах, членам их семей, военнослужащим запаса и в отставке добиться справедливого решения своих проблем, избавиться от ненужного хождения по различным инстанциям. А действующим военнослужащим — еще и понять: насколько государство будет их ценить после службы, не превратятся ли они, сняв погоны, в «отработанный материал». Впрочем, соответствующие выводы каждый пусть делает сам. А редакция через некоторое время при необходимости вернется к подобному «ликбезу».

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Гражданин Т. Матвеев из Санкт-Петербурга обратился к министру обороны Российской Федерации с вопросом, касающимся жилищных проблем сына-подводника, который был уволен с военной службы по семейным обстоятельствам без предоставления жилого помещения. Заявитель интересуется: имело ли Министерство обороны Российской Федерации право уволить его без предоставления жилья в избранном месте жительства или выделения государственного жилищного сертификата (ГЖС)? Можно ли в настоящее время оплатить в ипотечном банке стоимость предоставления ГЖС? Он попросил ответить на вопросы и при необходимости внести соответствующие поправки в федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Заявителю, а также другим гражданам, которые обращались с аналогичной проблемой, должностными лицами Министерства обороны РФ даны ответы следующего содержания.

В соответствии с пунктами 5, 18 Правил выпуска и реализации ГЖС в рамках реализации подпрограммы, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в указанной подпрограмме имеют определенные категории граждан Российской Федерации, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. В том числе по линии федерального органа исполнительной власти (Минобороны России): увольняемые военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти. А также граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Учитывая изложенное, в связи с увольнением вашего сына с военной службы по семейным обстоятельствам оснований для предоставления ему государственного жилищного сертификата по линии Минобороны России не имеется.

Также в соответствии со статьей 15 федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями, внесенными федеральным законом от 01.12.2008 г. № 225-ФЗ) обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По выбору указанных выше граждан им могут предоставляться жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет.

Для решения жилищного вопроса следует обращаться в органы местного самоуправления, как предусмотрено действующим законодательством.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА КОРРЕКТИРУЕТСЯ

Пенсионер Министерства обороны Российской Федерации Ю. Михайлов из Уфы обратился по вопросу повышения военных пенсий, которого, похоже, так и не дождутся военные пенсионеры, так как на 2010 год запланировано повышение лишь на 8%, что гораздо ниже ожидаемой инфляции. При этом Михайлов сетует, что Федеральное собрание Российской Федерации одобряет принятие законодательных актов, ухудшающих положение военных пенсионеров. Вместе с тем пенсии, которые получают через Пенсионный фонд Российской Федерации, индексируются на 33%. А вот о валоризации для военных пенсионеров вообще не говорится.

Заявитель просит пересмотреть политику в отношении военных пенсионеров.

В течение 2009 года подобных обращений в Минобороны России поступило 1368, что составило 25% от общего количества обращений с пенсионной тематикой.

Должностными лицами Минобороны России по данному вопросу даются ответы следующего содержания.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время осуществляется в соответствии с федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии со статьей 8 которого пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом указанными законами установлены различные условия и порядок назначения и пересмотра пенсий.

В соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 пенсии уволенным военнослужащим подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Статьей 7 указанного закона определено, что военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. В связи с этим военные пенсионеры при наличии соответствующих оснований могут получать пенсию за выслугу лет (по инвалидности) по нормам настоящего закона от Минобороны России через военные комиссариаты либо по линии органов Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, которым предусмотрено включение в трудовой стаж периодов прохождения военной и приравненной к ней службы.

В настоящее время Минобороны России в соответствии с поручением правительства Российской Федерации организована работа по подготовке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проекта федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих. Введение новой системы денежного довольствия предусматривается с 1 января 2012 года.

Одновременно прорабатывается вопрос совершенствования нормативной базы в сфере пенсионного законодательства. При этом все поступающие предложения по данной проблеме Минобороны России рассматриваются установленным порядком в рамках подготовки проектов соответствующих нормативных правовых актов.

По вопросу валоризации (переоценки пенсионных прав) сообщается, что лицам, получающим пенсии по нормам федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в том числе военным пенсионерам, получающим страховую часть трудовой пенсии по старости в соответствии с федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ, с 1 января 2010 года произведена переоценка пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.

Переоценка пенсионных прав (валоризация) лицам, получающим пенсии по нормам закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, не предусмотрена, поскольку пересмотр пенсий уволенным военнослужащим независимо от даты их увольнения с военной службы производится одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из окладов денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, установленных на дату пересмотра пенсий.

Также сообщается, что индексация дополнительного ежемесячного материального обеспечения указом президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года № 887 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» не предусмотрена.

Одновременно отмечается, что повышение уровня материального обеспечения одних категорий граждан не влечет ущемления прав или ухудшения положения других категорий граждан и не противоречит Конституции Российской Федерации.

ИЗ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОСОБОГО РИСКА

Пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации — ветераны подразделений особого риска (ПОР), служившие на Семипалатинском полигоне в 1968-1970 годах, В. Михайлов и другие обратились по вопросу повышения размера военных пенсий, увеличения базовой части трудовой пенсии, внесения изменений в удостоверение участника ПОР, а также возвращения льгот, отмененных федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Должностными лицами Минобороны России, в компетенции которых находится решение поставленных вопросов, давались ответы следующего содержания.

Сообщается, что пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно статье 8 которого пенсии военнослужащим и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом указанными законами установлены различные условия и порядок назначения и пересмотра пенсий.

Статьей 49 указанного закона предусмотрено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 603 с 1 августа 2009 года повышены оклады по воинской должности и воинскому званию военнослужащих на 8,5%. С указанной даты пересмотрены пенсии военным пенсионерам и членам их семей.

1. По-вопросу льгот и компенсаций сообщается, что федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в законодательство Российской Федерации, регулирующее социальную защиту граждан, в том числе и в закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в целях усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан и обеспечения социального равенства пенсионеров льготных категорий независимо от места их проживания, получения пенсии и других условий внесены соответствующие изменения и дополнения.

Согласно этим изменениям и дополнениям отдельные компенсации и льготы заменены ежемесячными денежными выплатами.

Ежемесячные денежные выплаты устанавливаются и выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Законодательством Российской Федерации за счет установленной гражданину ежемесячной денежной выплаты предусмотрено предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Набор социальных услуг включает дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи).

Порядок предоставления набора социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Согласно пункту 3 статьи 14 указанного закона Российская Федерация передала свои полномочия по предоставлению льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей жилой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающих с ними, оплате в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставлению скидки в размере 50% от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы, субъектам Российской Федерации.

Для реализации указанных льгот органам государственной власти субъектов Российской Федерации выделяются в виде субвенций предусмотренные на эти цели средства из Фонда компенсаций федерального бюджета.

2. По поводу возможности изменения категории социальной защиты с «д» на «а», «б» и «г» сообщается, что в соответствии с постановлением Верховного совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действия закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (далее именуется — постановление) к гражданам, поименованным в подпункте «а» пункта 1 постановления, относятся непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

В СССР последнее испытание ядерного оружия в атмосфере было проведено 25 декабря 1962 года. Начиная с 1964 года проводились только подземные испытания ядерного оружия (в 1963 году в СССР был объявлен мораторий на ядерные испытания). Вы проходили службу на территории Семипалатинского полигона в 1968-1970 годах и в испытаниях ядерного оружия в атмосфере участия не принимали.

К гражданам, поименованным в подпункте «б» пункта 1 постановления, относятся непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия. Дополнительная проверка архивных материалов Семипалатинского полигона показала, что сведений о непосредственном вашем участии в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия не имеется.

К гражданам, поименованным в подпункте «г» пункта 1 постановления, относится личный состав отдельных подразделений по сборке ядерных зарядов. Сборка ядерных зарядов в ВС СССР осуществлялась до 31 декабря 1961 года в воинских частях, указанных в приложении № 5 к Порядку и условиям оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации 2008 года № 321. Вы в указанных работах участия не принимали.

В связи с изложенным оснований для изменения категории социальной защиты вам с «д» на «а», «б» или «г» не имеется.

Одновременно сообщается, что определение категории социальной защиты гражданам из подразделений особого риска («а»-«г») осуществлялось на основании архивных данных Минобороны России для каждого заявителя индивидуально медико-социальной комиссией Комитета ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации (до 31 декабря 2004 года) и Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

3. По вопросу о награждении государственными наградами Российской Федерации участников действий подразделений особого риска сообщается, что в соответствии с поручением президента Российский Федерации от 13 июня 1996 года Пр-1302 Минобороны России представляет участников действий подразделений особого риска к награждению государственными наградами Российской Федерации.

Награждение их, как и других граждан, осуществляется в соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным указом президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442 (в редакции указа президента Российской Федерации от 6 января 1999 года № 19).

Подготовка наградных документов на военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется Минобороны России, других граждан — Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации на основании материалов, представленных региональными отделениями.

В 2001 году награждение участников действий подразделений особого риска было приостановлено в связи с требованием Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации о необходимости выработки более четких критериев оценки их участия в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерно-радиационных аварий на средствах вооружения, военных объектах, сборке ядерных зарядов для принятия объективных решений при определении вида награды.

В связи с этим в Главном управлении кадров Минобороны России были проведены совещания с участием представителей администрации президента Российской Федерации, заинтересованных видов, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, служб и главных управлений Минобороны России. В ходе обсуждения выработана совместная позиция по награждению участников действий подразделений особого риска. Для возобновления процесса награждения Главным управлением кадров Министерства обороны Российской Федерации соответствующим должностным лицам были даны указания. Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации проинформирован.

В настоящее время ходатайства о награждении участников действий подразделений особого риска из числа военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ рассматриваются и включаются в проекты указов президента Российской Федерации о награждении государственными наградами.

Комитет ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации наградные материалы в Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения не направляет.

ПРИ ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА

У гражданки А. Андреевой супруг умер в период прохождения военной службы. Военный комиссариат в выплате ей пенсии по потере кормильца отказал. С этой проблемой она обратилась к министру обороны Российской Федерации.

Обращений аналогичного характера за 2009 год на имя министра обороны Российской Федерации поступило более 890, что составляет почти 13% от общего количества обращений пенсионной тематики.

Принимая во внимание нормы действующего законодательства Российской Федерации по данному вопросу, заявителям с учетом обстоятельств конкретно в отношении каждого обратившегося должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации давались ответы следующего содержания.

В соответствии со статьей 36 закона от 12.02.1993 года № 4468/1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

а) 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца — членам семей лиц, проходивших военную службу по контракту и умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей, в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть вследствие военной травмы;

б) 30% соответствующих сумм денежного довольствия — членам семей лиц, проходивших военную службу и умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья, в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Согласно статье 29 вышеуказанного закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, состоявшие на их иждивении. Супруге пенсия назначается по достижении возраста 55 лет, если она не является инвалидом.

Федеральным законом № 239 от 21 декабря 2006 года о внесении изменений в статью 7 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 с 1 января 2007 года жены лиц, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 закона (за исключением случаев, когда смерть наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Потерей кормильца согласно п. «а» ст. 21 закона считается гибель (смерть) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то есть вследствие военной травмы.