Пенсионная реформа Путина стоит на грани провала

Реформа пенсионной системы в России, ставшая с 2002 года одним из главных пунктов социальной политики президента Владимира Путина и нацеленная на то, чтобы создать новую структуру обеспечения старости на основе капиталистических рыночных принципов, стоит на грани полного провала.

Механизмы, которые были заложены в ее основание и которые должны были гарантировать воспроизводство и накопление пенсионных сбережений, не работают. Хотя совокупный объем пенсионных средств растет, размер средней пенсии в сравнении со средней зарплатой неуклонно падает. Государственный Пенсионный фонд сталкивается со значительным и все растущим дефицитом, а частные фонды и управляющие кампании, которые должны были привлечь к себе значительную долю пенсионных средств, дискредитированы в глазах потенциальных вкладчиков своей безответственностью и рискованными методами игры на рынке.

Экономический кризис, приобретший в России масштабы, сопоставимые с последствиями финансового краха 1998 года и хаотическим падением в пропасть начала 1990-х годов, лишь обострил изначальные проблемы пенсионной реформы, но отнюдь не породил их.

Суть этой реформы состояла во введении трех уровней пенсионного обеспечения: базового, страхового и накопительного. Базовая часть, по замыслу правительства, должна обеспечить минимальное государственное обеспечение, независимо от трудового стажа и уровня зарплаты. (Это фактически и есть пенсия большинства людей старшего возраста). Страховая часть должна формироваться автоматически путем отчислений по месту работы в зависимости от уровня заработной платы. Выплата этой части также гарантируется государством. Наконец, третья часть, накопительная — должна быть результатом добровольных отчислений, которые может делать лицо на свой пенсионный счет. Эта часть мыслилась одним из источников поддержания финансового рынка.

Важнейшим элементом реформы (с 2004 года) стало разрешение частным пенсионным фондам и управляющим компаниям открывать пенсионные счета граждан и управлять полученными средствами по своему усмотрению.

Спустя несколько лет после запуска реформы, пришедшихся главным образом на «тучные» годы высоких мировых цен на сырье и огромных доходов бюджета и крупного бизнеса, правительство и ведущие масс-медиа вынуждены признать, что она по существу не функционирует.

Независимая газета написала в номере от 4 августа: «Проводимая с 2004 года пенсионная реформа терпит провал на всех фронтах. Мало того, что год от года катастрофическими темпами растет дыра в Пенсионном фонде России (ПФР), так еще и не удалось запустить механизм накопления и приумножения будущих пенсий. Как результат — всего 13% россиян сохраняют накопительные части пенсий в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), а 41% считают их воровскими и ненужными организациями. Такие данные дал проведенный в июле опрос Исследовательского центра рекрутингового портала SuperJob.ru».

Согласно упомянутому исследованию, 35% экономически активных граждан признались, что не понимают, зачем им нужно переводить пенсионные отчисления из государственного Пенсионного фонда в негосударственные фонды.

В итоге 40 млн. человек стали «молчунами», то есть не дали никаких распоряжений по переводу пенсионных накоплений из государственной управляющей компании — Внешэкономбанка (ВЭБа) в какой-либо НПФ.

По данным департамента доверительного управления Внешэкономбанка, ВЭБ управляет практически 84% средств накопительной части пенсий, что составляет около 330 млрд. руб. (10,5 млрд долларов), в то время как на почти две сотни зарегистрированных в прошлом году негосударственных пенсионных фондов приходилось максимум 49 млрд. рублей (1,5 млрд долларов).

«При этом и НПФ, и ВЭБ, — пишет Независимая газета, — оказались крайне неэффективными управленцами. Им не удалось обеспечить доходность управления пенсионными накоплениями выше инфляции. Фактически сохраняемые в пенсионной системе накопления постоянно обесценивались».

По мнению президента НПФ транспортных строителей Ирины Гориной, «уровень доверия к пенсионным фондам в России очень низкий. У государства так и не сложились по-настоящему партнерские отношения с народом, основанные на принципе: вы нам деньги на сохранение, мы вам обеспеченную старость».

Неэффективность негосударственных пенсионных фондов, по сути, признана государством. В этом году Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала список НПФ, действие которых прекращено с 1 июля с вступлением в силу новых лицензионных требований. 75 негосударственным пенсионным фондам, нарушившим закон, предписано в течение месяца устранить нарушения. С учетом того, что в России к этому моменту было зарегистрировано 166 НПФ, то получается, что под угрозой ликвидации оказалась почти половина участников пенсионного рынка.

Одним из главных свидетельств провала пенсионной реформы стало то, что за время ее действия отношение средней пенсии к средней зарплате постоянно уменьшалось. Если в 2000 году это соотношение равнялось 33%, то в 2007 году оно упало до 24% и до 23% в 2008 году. Согласно рекомендациям Международной организации труда, это соотношение должно быть не ниже 40%.

Сложившаяся к 1980-м годам в СССР пенсионная система предполагала гарантированное и достаточно высокое обеспечение старости любому имеющему трудовой стаж человеку. Распад Советского Союза в 1991 году и последовавшая затем либерализация экономики, приведшая в России к огромной инфляции, которая только в 1992 году достигла 2500%, полностью уничтожила как накопленные сбережения граждан, так и фонды, из которых финансировались пенсионные выплаты.

Правительство президента Ельцина реагировало на обеднение широких слоев с циничным безразличием и презрением, называя их надежды на государственную помощь «совковыми привычками». В продолжение 1990-х годов пенсионеры превратились в слой парий, лишенных всяких надежд на будущее.

Приход к власти Путина и умело манипулируемые пропагандистские усилия, согласно которым курс новой кремлевской администрации был направлен на преодоление худших черт «лихих 1990-х годов», породили в обществе иллюзии относительно того, что теперь, наконец, станет возможно некое действительное улучшение положения. Этим надеждам способствовал и начавший макроэкономический бум, проливший над правящей кремлевской элитой золотой дождь.

Пенсионная реформа стала одним из фокусов массовых ожиданий. Тем важнее то объективное значение, которое несет с собой банкротство этой реформы. Приведенная в действие в исключительно благоприятный период экономического процветания, пенсионная реформа так и не смогла создать устойчивый базис для новой системы обеспечения старости.

Кризис уже нанес населению России тяжелый удар. В течение сентября 2008 — февраля 2009 года рубль обесценился на 40 процентов, а фондовые индексы упали в 4-5 раз. Связанный с этим рост цен на продукты, услуги и коммунальные платежи, часто до 30%, привел к резкому снижению уровня жизни большинства работающих и пенсионеров.

Число официально зарегистрированных безработных превысило 2 млн человек, фактическое же их число оценивается в 6-7 миллионов. Ближайшей осенью-зимой еще предположительно до 2 миллионов человек могут потерять работу.

С начала этого года падение ВВП в России составило более 10 процентов. Согласно оценкам Минфина, дефицит госбюджета в текущем году вырастет с 7 до 9,4% ВВП, а на следующий год Кремль ожидает дефицит бюджета в размере 3,2 трлн руб. (больше 100 млрд. долларов).

На фоне этих перспектив усиливаются голоса тех представителей правящей элиты, которые выступают за новую девальвацию рубля. Характерной является появившаяся 4 августа под названием «Пенсии или дефолт» редакционная статья в газете Ведомости. Статья упрекает Кремль в слишком больших расходах на социальные нужды. «В расходах российского бюджета 2009 г. на трансферты пенсионному фонду приходится 35,7% средств, а на антикризисные меры — 9,3%», — пишут Ведомости, игнорируя тот факт, что правительство уже оказало с начала кризиса банкам и крупным компаниям огромную помощь в размере нескольких триллионов рублей. «Как ни крути, сокращение бюджетных расходов, — продолжает газета, — самый предпочтительный выход по сравнению со всеми остальными. Повышать налоги в кризис нельзя. Правда, вместо этого можно было бы отменить налоговые льготы, расширить налоговую базу и улучшить собираемость налогов. Но лучший выход — это уменьшить пенсионные и социальные обязательства, поскольку это серьезно ослабит долговую нагрузку на бюджет, но не замедлит экономический рост».

Дальше Ведомости выступают за увеличение пенсионного возраста «и другие изменения пенсионной системы» — не в пользу пенсионеров и бедных слоев.

Предложения по девальвации раздаются и с других сторон, например, от лица таких экспертных структур как Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и Центр развития. В пользу резкой девальвации рубля, на 30-40%, выступил недавно член Национального банковского совета, депутат Госдумы Анатолий Аксаков.

В отношении пенсий разговоры о новой девальвации звучат особенно зловеще в свете принятого в конце июля решения российского правительства, согласно которому с осени госкорпорация ВЭБ, управляющая пенсионными накоплениями «молчунов», получает право вкладывать эти средства в корпоративные облигации и другие финансовые инструменты, то есть играть на рынке. Это создает прямую опасность того, что любое рыночное потрясение приведет к немедленному обесцениванию пенсионных накоплений десятков миллионов граждан.

Фактическое признание со стороны властей и масс-медиа провала пенсионной реформы символизирует нежизнеспособность сегодняшнего российского капитализма и подчеркивает его исторически реакционный характер. Вместе с тем это свидетельствует о вступлении страны в преддверие неизбежных и острых социальных конфликтов.