Оттаивание замороженных конфликтов: о Приднестровье

В течение последних двух десятилетий «замороженные конфликты» на постсоветском пространстве по большей части соответствовали своему наименованию. Но два года назад российское вмешательство довело одну серию таких конфликтов до точки кипения — речь идет о разногласиях между Грузией и сепаратистскими регионами Абхазии и Южной Осетии. А совсем недавно Россия выступила в иной, потенциально положительной роли, сдвинув с мертвой точки замороженный конфликт между Молдавией и отколовшимся от нее Приднестровьем. Это означает, что появляется уникальная возможность наконец-то разрешить этот конфликт, затрагивающий интересы России, Европы и Соединенных Штатов, прежде, чем он «отпразднует» свое тридцатилетие.

Приднестровье объявило о своей независимости от Молдавии во время распада Советского Союза. Последовавшая за этим короткая война, была быстро остановлена российскими войсками, которые до сих пор остаются в Приднестровье вместе с внушительным арсеналом — наследием советской эпохи.

После состоявшейся в июне встречи на высшем уровне между Россией и Европейским Союзом появились сообщения, что президент Дмитрий Медведев и немецкий канцлер Ангела Меркель обсуждали ситуацию в Приднестровье. В сообщениях также говорилось, что Москва, возможно, готова поддержать разрешение давнишнего конфликта и может частично вывести свои войска из Приднестровья в обмен на безвизовый режим с Европой. Незадолго до этого, в мае, в Киеве состоялась встреча между Медведевым и украинским президентом Виктором Януковичем, в ходе которой стороны обменялись заявлениями о том, что и у России, и у Украины разрешение конфликта в Приднестровье стоит в списке высочайших приоритетов.

Тем временем, кратковременная приостановка российской материальной помощи Приднестровской республике накануне июльского визита в Тирасполь заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, возможно, должна была напомнить местному руководству, что республика существует только благодаря поддержке России. К тому же, после того, как в конце июля Международный суд вынес постановление о том, что декларация независимости Косово 2008 года не выходит за рамки международного права, Россия осмотрительно воздерживалась от высказывания предположений, что это могло бы стать прецедентом для подобного шага со стороны Приднестровской республики.

Словом, есть вероятность того, что Россия готова рассмотреть возможность отказа от своего военного форпоста у юго-восточных границ ЕС — и западных границ Украины — в пользу более важного для нее доступа к европейским рынкам. Кажется, теперь Россия осознает, что ее экономические интересы более важны, чем дорогостоящее проецирование военной власти в регионе. Пойдя навстречу Европе и США, которые заинтересованы в разрешении этого давнишнего замороженного конфликта, Россия укрепила бы свои позиции в плане расширения экономических отношений с Западом, а также поиска сил, которые смогли бы поддержать реализацию планов по внутренней модернизации стран.