Откровения семнадцатилетней студентки МГУ

Об истории с художником Трушевским я узнала как ни странно не из ЖЖ. Просто как-то вечером мне начали звонить друзья, спрашивать все ли у меня в порядке. Одна из подруг на мой нервный вопрос о том, что все-таки происходит, объяснила, что блогосфера пестрит постами о том, что какой-то молодой художник изнасиловал семнадцатилетнюю студентку МГУ. А поскольку я уже была замечена в местах скопления культурной публики, мне 17 лет, а к тому же учусь я в МГУ, друзья полагали, что у них есть все основания беспокоиться.

Я задумалась, а что привлекает совсем не таких глупых и наивных, как кажется большинству блогеров, а вполне себе успешных семнадцатилеток к этой творческой тусовке? И вообще, почему рано или поздно все мы оказываемся в «Маяке» или «Солянке»?

Нынче все современные девушки знают, что целоваться в парке с принцем – банально и по-детски, в стиле журнала «Yes» и голливудских фильмов о подростках. Смелой и безбашенной девчонке надлежит ночевать на квартире талантливого, современного художника. Хипстеры, современное искусство, клуб «Солянка» — это, в первую очередь модно. Во все времена девушки мечтали спать со своими кумирами, а кумиры у таких альтернативных, модных, нестандартных девочек всегда были по местным временным меркам «с приветом». Подобные развлечения почти всегда проходят на грани закона. Просто попадаются не все. Трушевский перегнул палку, не почувствовал разницу между жестким сексом и жестокостью и теперь, наверное, сядет. Хотя я бы на месте девушки заявлять об изнасиловании в такой двусмысленной ситуации не стала. Ну да не о том речь.

Богема всегда была бедной, но очень яркой и интересной, всегда привлекала молоденьких девушек. И всегда ее представители были известны в первую очередь своими странными, а подчас даже извращенными вкусами: необычная одежда, сложное кино, наркотики, нетрадиционный секс. Все это – элементы богемной субкультуры, о них известно всем, и любая девушка, идущая на богемную вечеринку и, тем более, уезжающая домой к одному из таких культурных людей, прекрасно понимает, что от нее могут захотеть чего-нибудь «эдакого».

Чем отличается современная богема от той, которая существовала всегда? В первую очередь у некоторых ее представителей появились деньги. В последние несколько лет в России начали все пристальнее присматриваться к современному искусству – оно стало не просто модным, как бывают популярны молодые художники среди таких же молодых и нестандартно-мыслящих, но не имеющих ни копейки за душой поклонников. Оно стало популярно среди тех людей, у которых есть деньги. Но важнее то, что его представителями, как потенциальным авангардом, новаторами, заинтересовалась власть. Про них начали писать, их начали обсуждать и исследовать. Все это только добавило им модности и шарма.

Одновременно с этим, а скорее всего именно по этому, около этой современной богемы появились хипстеры. Точнее эти две тусовки начали сливаться, в этой среде вращаются фотографы, хорошенькие девчонки,… а меж тем богема изысканности своих вкусов, в том числе и сексуальных, не изменила. И именно тут начинаются истории, подобные упомянутой выше. Впрочем, главная беда разгоревшегося скандала даже не в этом.

Молодые люди в ярких шарфах и очках, с айфонами и айподами – это не просто представители новой субкультуры, та самая образованная, активная часть нового поколения, которая должна стать будущей политической и бизнес элитой страны. А теперь она ассоциируется, помимо очков в пластиковой оправе и журнала «Афиша», с сексуальными извращениями и отсутствием элементарной морали. Теперь может оказаться, что культурную молодежь будет неприлично не только привлекать к новым проектам, но даже просто поддерживать. А главное, целую среду: коллег Трушевского, кураторов, галеристов, журналистов, пишущих об искусстве поставили перед выбором: либо отречься от одного из своих коллег, как говорят весьма талантливого, или быть вместе с ним заклейменными аморальными развратниками.

Сегодняшние доброхоты спасают отнюдь не честь девушки. Любая на ее месте была бы против медийного скандала вокруг данной истории. Они даже не сажают общественно-опасного преступника: да Трушевский виноват, но в отличие от маньяков-насильников он просто заигрался в «жесткие игры». Это его не оправдывает, но из-за него одного, сегодня зачем-то позорят всю тусовку молодых, талантливых и многообещающих молодых людей, большинство из которых все-таки не извращенцы. Мне даже кажется, история Трушевского — это повод позлорадствовать, отомстить непонятому и не принятому морализаторами современному искусству. Даже не столько искусству, сколько среде творческой молодежи, хипстеров, завсегдатаев «Солянки», в которой этим людям нет места.