Обидеть пассажира стоит семь рублей

Роспотребнадзор наказал четыре авиакомпании, устроившие авиаколлапс в московских аэропортах накануне Нового года. Виновные заплатят штраф в общей сумме на… 135 тысяч рублей. То есть примерно по семь рублей за пассажира, которому испортили праздники.

Накануне праздников авиакомпании взвинтили цены на билеты порой до десятков тысяч рублей. Один пассажир премиального класса вполне мог заплатить 135 тысяч. То есть ту сумму, на которую власти оштрафовали все четыре авиакомпании, испортившие отдых почти 20 тысяч авиапассажиров. Еще 29 и 30 декабря 2010 года управлениями Роспотребнадзора по Московской области и Москве было вынесено 15 определений о возбуждении дел об административном правонарушении. Тогда же назначили проведение административного расследования в отношении авиакомпаний. В основу дел легли заявления недовольных граждан, в том числе семь коллективных.

Но тут есть нюанс: дела были возбуждены не за задержки вылета, а за непредоставление информации. Согласно КОАП, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации влечет за собой «предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

— Есть такая проблема, штрафы очень низкие, — объясняет представитель Роспотребнадзора.

Первые дела в отношении ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» управление Роспотребнадзора по Москве в «Шереметьево» рассмотрело 3 февраля 2011 года.

В итоге самый крупный авиаперевозчик страны был оштрафован на 5 тыс. рублей. Еще двум авиакомпаниям — ФГУП «Оренбургские авиалинии» и ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии» — 7 февраля управление Роспотребнадзора по Московской области назначило штрафы по 10 тыс. рублей. 10 февраля, по решению того же подразделения Роспотребнадзора, авиационную компанию «Трансаэро» оштрафовали по 11 эпизодам на 10 тыс. рублей за каждый.

— Мы не согласны с предписаниями Роспотребнадзора. Их суть в том, что мы не информировали пассажиров, — возражает заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров. — Это неправда, мы информировали, предоставляли еду и делали все, что было возможно.

Дмитрий Столяров считает, что жалобы пассажиров появились после того, как Роспотребнадзор «их выпрашивал». Тем временем продолжаются добровольные выплаты компенсаций. Авиаперевозчики выполняют предписания Воздушного кодекса России, согласно которому за час задержки рейса пассажиру положено выплатить 25 рублей, что и сделал «Аэрофлот». «Трансаэро» выплачивала по 50 рублей. «Аэрофлот» при этом предложил клиентам в качестве компенсации ваучеры на покупку авиабилета.

— Ваучер действует только до конца 2011 года, и человек должен лететь этой авиакомпанией, — напоминает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. — А если он больше не захочет летать «Аэрофлотом»? Мы имеем дело с навязанной услугой. Кроме того, важно понимать, что прямой вины «Трансаэро» в отложенных рейсах нет. Тогда как с «Аэрофлотом» совершенно другая ситуация.

Впрочем, крупный российский перевозчик «Трансаэро» только на фоне другого крупного перевозчика — «Аэрофлота» может выглядеть белым и пушистым. Но если сравнивать политику наших компаний с действиями иностранных перевозчиков в эти дни, то сравнение будет не в пользу того же «Трансаэро». Например, в Берлине, когда «Трансаэро» не поднимал самолеты в воздух из-за обесточивания «Домодедово», бюджетная немецкая авиакомпания Air Berlin в Москву летала и приземлялась именно в этом аэропорту.

В любом случае, пока авиакомпании наказаны за то, что не информировали пассажиров. Рассмотрение исков за непредоставление прочих услуг еще впереди.