О взаимодействии левых сил с малым бизнесом

Согласно классическому представлению сторонников левой идеологии, малый бизнес относится к мелкой буржуазии, и вроде как не может быть стратегическим партнером левых, и уж тем более коммунистов. Но, как показывает практика, в России часто предприниматели, попавшие в тяжёлую ситуацию, находят общественную поддержку только в оппозиционных, преимущественно левых партиях и общественных движениях. И это не случайно, ведь современный российский предприниматель — не выходец из каких-то купеческих сословий, а преимущественно бывший рабочий, инженер или советский интеллигент, занявшийся мелким бизнесом чаще не по причине большой тяги к обогащению, а в силу безальтернативности и элементарной безработицы в стране!

Ещё слишком мало прошло времени с момента развала СССР для того, чтобы предпринимательское сообщество превратилось у нас в обособленный от пролетариата класс, и уже слишком много прошло времени для того что бы большинство предпринимателей осознало свою кровную заинтересованность в построении более справедливого и прогрессивного общества в России. То, что сегодня предприниматели подвергаются беспрецедентному давлению со стороны государства, коррумпированных чиновников, представителей крупного монополистического бизнеса и откровенного криминала, никому не секрет. И часто представители малого бизнеса пытаются отстоять свои права, проявляя гражданскую активность.

И, как показывает практика, довольно часто люди идут на самые крайние меры в деле зашиты своих прав, не взирая на запугивания и репрессии. И в арсенале здесь не только стандартные протесты, но и прогрессивные формы самоорганизации. Среди предпринимателей я бы выделил наиболее сплочённые группы, эти группы, как правило, формируются на рынках и в торговых комплексах России. Недавняя борьба российских предпринимателей с закрытого «Черкизовского рынка», с «Хасанского рынка» в Петербурге, с центрального рынка в Брянске, Воронежа, Ижевска, Дербента и др. городов показала, что в подобных ситуациях в активный протест включаются от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. В частности, в городе Брянске летом 2009 года была проведена акция протеста, в которой приняло участие не менее 5 тысяч человек.

Да и в Москве мы проводили несколько крупных митингов, в том числе межрегиональных, на которые предприниматели из других городов приезжали на арендованных самими ими автобусах и своём автотранспорте. А 15 октября 2009 года российские предприниматели «Черкизовского рынка» попытались провести акцию протеста, которая привела к столкновению с ОМОН — хочу отметить, что многие предприниматели оказали достойный отпор, на незаконное силовое воздействие сотрудников ОМОН. Всего на начальной стадии 15 октября в акции участвовало около двух тысяч человек.

Практически везде в вышеперечисленных случаях протестующие люди требовали введения институтов самоуправления, создания советов арендаторов и даже полной передачи торговых объектов в собственность работающих там предпринимателей. Лично я уверен, что предприниматели, работающие на рынках и в ТК — это особый вид представителей малого бизнеса.

Приведу пример: часто, если у предпринимателя, ведущего свою деятельность в маленьком магазинчике или производящего какую-нибудь продукцию, случаются проблемы, он либо пасует, либо пытается вести борьбу, но, как правило, в одиночестве. Рынок же это, по сути, большое торговое предприятие, где работают сотни и тысячи людей, которые знают друг друга годами и десятилетиями, и, как правило, если у данной категории предпринимателей начинаются проблемы, то они начинаются сразу у всех, и естественной реакцией в этом случае является сплочение предпринимателей перед общей угрозой. В этом плане рынки сравнимы с заводскими цехами, которые стали казармами, точками самоорганизации революционного рабочего класса в 1917-м.

В этом смысле рыночники эволюционно довольно близки к людям левых взглядов, стоящим за коллективные формы собственности. Опять же, часто мелкий предприниматель вообще не использует наёмных работников, а только лишь сам подвергается эксплуатации с помощью постоянных требований оплатить непосильную аренду за занимаемое торговое помещение, такова в прямом смысле прибавочная стоимость его товаров.

По оценкам «ОПОРы России», на рынках нашей страны трудится около 10 млн. предпринимателей и их наёмных работников. В законодательном и юридическом смысле эти предприниматели плохо защищены, а федеральный закон 271 «о розничных рынках» практически не упоминает о правах работающих там предпринимателей и, более того, гласит: «рынки в городах с населением более 500 тысяч человек должны быть реконструированы до 2012 года». А это значит, что практически во всех областных городах до 2012 года будет возникать активный протест предпринимателей.

Ведь на деле реконструкция рынка часто оборачивается для рядового предпринимателя потерей рабочего места: либо рынок сносится совсем, либо на его месте появляется торговый комплекс, в котором предприниматели не в силах оплачивать в разы поднявшуюся аренду. В связи с этим, предприниматели часто предлагают строить ТК долевым способом, чтобы каждому стать владельцем своего магазинчика, чтобы не платить постоянный оброк в виде арендных плат, нанять свою управляющую компанию, охрану, дворников. И тем самым у них на руках может оставаться львиная доля прибыли или им не нужно будет делать стопроцентные накрутки для того чтобы оставаться рентабельными, как сейчас.

Проблематика данной группы предпринимателей, конечно, не заканчивается вышеизложенными аспектами: есть и другие специфические вопросы, которые часто требуют решения с помощью привлечения общественного внимания и сил общественных организаций, правозащитников и депутатов разного уровня.

Обозначив проблему данного сообщества малого бизнеса, я хотел бы сказать пару слов и о том, почему мы, левые, на мой взгляд, должны заниматься плотно этой группой предпринимателей, и почему представители малого бизнеса вообще могут пойти с нами на контакт.
Выше я уже привёл доводы о том, что малый бизнес не так уж и далёк от трудового народа, а часто и сам является, по сути, пролетарием, находясь в постоянной зависимости от владельцев рынков и крупных поставщиков продукции. Вместе с тем эти люди не оторваны от реальности: они часто выезжают за рубеж, и особенно в КНР. Видя, какими гигантскими темпами развивается Китай под руководством коммунистической партии и видя на этом фоне жалкое блеяние российских властей о наших «достижениях», миллионы предпринимателей уже не пугаются при слове «коммунист», как это было ещё 5 — 10 лет назад. Многие вполне допускают приход к власти в России коммунистов — для того что бы пойти по китайскому пути развития. Потому что в нем есть и для них место.

Я сейчас не хотел бы делать акцента на том, как мы должны развиваться после взятия власти в России коммунистами в союзе с другими прогрессивными и левыми силами. Но я всерьёз считаю, что китайский путь развития возможен и в России на первом этапе революции и национализации, наши недра и ещё остающиеся технологии вполне могут уравновесить нас в вопросе рентабельности продукции с отсутствием у нас дешёвой рабочей силы, которая есть в КНР.

Более того, я уверен, что большой массив нашей экономики на долгий период должен оставаться в руках мелких предпринимателей: это сфера торговли, службы быта, досуга и мелкого производства. При наличии обобществленных средств крупного производства в машиностроении, при национализации углеводородной отрасли, при запуске оборонной промышленности, при увеличении в десятки тысяч раз числа кооперативных и колхозных хозяйств в аграрном секторе — малый бизнес будет даже остро необходим.

И именно такую конструкцию организации экономики России поддерживают большинство мелких предпринимателей, при этом многие готовы уйти на производство, если там честно будет оплачиваться труд рабочего. А кто-то просто устал от того, что рабочие не получают зарплаты, от того, что большая часть населения просто безработна, и к ним на рынок или в торговый комплекс просто никто не приходит за покупками!

Ведь малый бизнес может надёжно себя чувствовать только когда рабочие получают стабильную и высокую зарплату, достаточную для того чтобы пользоваться услугами малого бизнеса, а не только оплачивать тарифы ЖКХ и пр. поборы крупных монополистов. Понятно, что в таких условиях мелкий бизнес не может приносить прибыль и поэтому сегодня предприниматели России готовы поддержать курс на серьёзные перемены, готовы поддержать левые силы в борьбе за всю полноту власти в нашей стране. Готовы сказать: «Вперёд, Россия, к социализму с человеческим лицом!»