О перспективах «Единой России»

«Единая Россия» — гигантская машина. И, главное, она уже никуда не денется. И одно это обстоятельство заставляет подумать о ней в благожелательном ключе. То есть поразмыслить о том, а может ли она избавить от своих родовых дефектов и каким образом.

О ее будущем я слышал только одно мнение. Мол, когда-нибудь, когда у нас будет «вторая партия», то ЕР может утратить большинство и передать власть это «второй партии».

Когда это может случиться? «При нашей жизни». Можно добавить: «Или через сто лет».

Поэтому посмотрим с более прагматических позиций. Как сегодня «Единая Россия» могла бы встроиться в поддержку «нового курса», объявленного «тандемом» осенью 2009 года?

Заметим, что сделать это не так-то просто. «Новый курс», в том числе и курс на демократизацию, объявлен Медведевым, в то время как ЕР — «партия Путина». Если говорить более жестко, это «партия второго срока Путина». Ее как раз вполне устраивала вся конструкция, сложившаяся в 2003 — 2008 гг. ЕР еще нигде не заявила, что она собирается быть институциональной базой медведевской демократизации. Оно и понятно. Однако — и в этом парадокс — ей придется на ноябрьском съезде изображать «участие в демократизации». И это может принять характер позорного цирка для окружающих, а саму ЕР погрузить в шизофрению, так как для Медведева надо изображать «демократию», а для Путина — «всевластие административного ресурса».

Как разумно выйти из этого положения? У меня есть четыре предложения на этот счет.

ДВИЖЕНИЕ. Сама «Единая Россия» должна инициировать создание из своих же членов «Движения за обновление общества». По отношению к партии это будет, безусловно, братское движение. При этом надо распустить все молодежные организации при ЕР и дать возможность вменяемым молодым активистам влиться в Движение. Таким образом, с одной стороны, будет сохраняться партийный аппарат, заточенный на «стабильность», а другим боком — боком Движения — ЕР сможет двигаться («движение» — это «двигаться»). У Движения — большая свобода рук, свобода эксперимента и возможность дискутировать. Наиболее одиозные бюрократы-единороссы должны оставаться в «зоне партии», а более современные и активные люди — перейти в «зону Движения», разумеется, оставаясь членами партии.

ПОДАВЛЕНИЕ ЗАКСОВ. Очевидно, что будучи партией «административного ресурса», ЕР не может сама себя высечь как унтер-офицерская вдова. Она будет до скончания века повторять мантру о том, что «любая конфронтация — это путь к хаосу», «парламент — не место для дискуссий», и «чем тише в лесу, тем лучше». В действительности, в 2005 — 2008 гг. полное отсутствие конфликтов между исполнительной и законодательной властью в регионах стало фактором губительным. ЗАКСы теперь вообще не могут оказывать какое-либо влияние на формирование областных и городских бюджетов. Никто не смеет «возвысить голос». Надо подчеркнуть: даже депутаты-единороссы, которые хотели бы дискуссии по важным вопросам региональной политики, не могут вести ее открыто. Вероятно, один из приоритетов ближайшего времени, то есть этого президентского срока: ослабить давление «исполнительной власти» в этом вопросе. Надо вернуться к ситуации, когда, например, городское собрание областного центра могло провалить областной бюджет, навязываемый администрацией губернатором. Потому что такая публичная дискуссия — плодотворна. И именно сама ЕР и должна выступить инициатором «откручивания гаек» в отношении ЗАКСов. И она же могла бы предложить формат «конфликтных» или «согласительных комиссий» при Госдуме или Совфеде, которые позволяли бы завершить дискуссию региональных исполнительных и законодательных властей в публично-политическом пространстве.

ПРИНЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОППОЗИЦИИ О «КАДРОВОЙ СКАМЕЙКЕ». Практика, при которой кадровые активисты других системных партий назначаются в исполнительные органы, причем в контрольные, может быть введена уже сейчас. Это не значит, что она является панацеей от коррупции. Во многих случаях и «другой партиец» может пасть жертвой пагубной системы перераспределения «административной ренты». И все же — это был бы большой шаг вперед. В том числе и в борьбе с теневыми схемами. В том числе и в направлении развития многопартийности. Сама ЕР должна выступать за такое решение. После двух триумфальных электоральных циклов, она уже не может противиться. Она не может далее формировать исполнительные органы только из своих членов.

«ПРОБЛЕМА ПРОЦЕНТА». Вся избирательная система изнасилована «обеспечением процента для ЕР». Это понимает все общество. В это втянуты сотрудники всех ТИКов. Сама ЕР не может не сознавать цинизма этой ситуации. Общество прекрасно понимает, что ЕР — как временно травмированный человек, ходит на костылях. Но сама ЕР должна заявить, когда же она собирается отбросить костыли. Через два цикла? Через 100 лет? При жизни Б. Грызлова или после того, как будет доигран его последний футбольный поединок? Необычайно свежо на съезде ЕР в ноябре 2009 года прозвучали бы слова о том, что уже на декабрьских выборах 2011 года ЕР — в рамках «Вперед, Россия!» — готова полностью отказаться от «административного давления». Причем, сделать это надо без лукавства. Без ссылок на то, что это давление организует «посторонний дядя», то есть «беспартийный вице-губернатор, отвечающий за выборы в регионе».

Подчеркну главную мысль этого текста. Если ЕР — партия модернизации, то она сама должна выступить инициатором улучшения общественного климата, открыть коридор для движения в новое пространство. Так, вероятно, было бы лучше для всех. В том числе и для самой ЕР с учетом ее перспектив в дальнейшей российской политической истории.