Мой ребенок — особенный: опасные заблуждения родителей

Часто родители интерпретируют болезненные симптомы, как варианты нормы, или даже признак гениальности ребенка. И может это продолжаться достаточно длительное время, пока уже действительно не будет поздно и врачам останется только развести руками.

Вчера прочитала в одном из журналов, освещающих очередной случай домашних родов следующую фразу. Сразу извинюсь за вольный пересказ ( неохота снова читать этот поток сознания), но приблизительно это выглядело так: » наш ребенок родился здоровым и в настоящее время здоров. Считаю, что родителям виднее, болен он или нет, и как только мы увидим, что с ним что-то не так, мы обратимся за помощью.»

И подумалось мне…»Господи! Сделай так, чтобы родители действительно могли увидеть, что с ребенком «что-то не так» и после этого обратились за помощью. Придумай что-нить в этом направлении, ГоспАди…открой им третий глаз, дай им луч в моск из космоса, столб пламенный пошли или какую купину воспламени… лучше конечно словами на скрижалях, потому, что такие тупые намеки типа горящих кустов и новых дырок во лбу они могут и не понять.»

Нет, серьезно часто родители интерпретируют болезненные симптомы, как варианты нормы, или даже признак гениальности ребенка. И может это продолжаться достаточно длительное время, пока уже действительно не будет поздно и врачам останется только развести руками. Понятно, что все случаи я рассмотреть не могу, но скажу про то, с чем лично встречалась. Что думают родители, и что это на самом деле.

1. «Наш ребенок такой сильный родился. Только принесли из роддома а он уже держит голову когда выкладываешь его на животик. Раз он так быстро развивается, то, наверное, будет одаренным». То, что ребенок только что родившись держит голову, маловероятно. В утробе ему мышцы шеи были не нужны.Большинство детей, рождаясь в головном предлежании, вообще находится вниз головой, что лишает их даже чисто теоретически необходимости держать голову вертикально. Если же ребенок на 4-ый день после родов держит голову, скорее всего это признак ригидности мышц затылка, указывающий на менингеальный синдром. Если сомневаетесь, можете положить малыша на бочок и увидите, что голова у него останется запрокинута. Менингеальный синдром признак не будущей гениальности, а раздражения мозговых оболочек. Это бывает при гипертензионно-гидроцефальном синдроме и менингите, а так же при ряде еще менее приятных расстройств, от которых ребенок может стать только «альтернативно одаренным».

2.» Сынок такой милый, и знаете, у него даже от пеленок не мочой пахнет, а как-то необычно… как буд-то конфетами». Когда от пеленок пахнет «как-то необычно» — признак нарушения обмена веществ, а не того, что ваш ребенок писает амброзией. У детей эти нарушения обмена имеют генетический характер и весьма серьезны в плане прогноза. Большинство из таких расстройств ведут к слабоумию, так как мозг отравляется продуктами метаболизма. Чем раньше расстройство будет диагностировано, тем лучше прогноз. У нас родителей к генетику не загонишь. Все исследования начинаются ближе к году, когда для всех уже становится очевидным, что ребенок сильно отстает в развитии и уже слишком поздно.

3. » Малыш очень умный. Вот играет-играет и вдруг задумается. И взгляд, как буд-то куда-то вдаль устремлен. И так бывает задумается, что зовошь его, а он не слышит». Такие «раздумья» у детей признак абсанса, варианта эпилептического припадка. Нелеченная эпилепсия у детей приводит к отставанию в развитии вплоть до слабоумия. Тоже важно лечение начать своевременно.

4. «Дочка баловаться любит, вображать. Бывает глаза закатит и начнет причмокивать. Очень забавно выглядит». Вообще, описание эпилептического припадка. У детей часты припадки атипичные и рудиментарные ( неполные), то есть развернутой картины судорог может и не быть, однако, это забавное баловство может затянуться на годы и со временем вызывать уже настоящие развернутые припадки. Однако с лечением время бывает сильно упущеным.

5. » Сын — будующий спортсмен. Тренируется каждый день, не смотри, что ему только 4 года. Может часа 3 кругами бегать по комнате. и попробуй его останови, сердится.» Это называется «манежный бег». Ребенок может часами монотонно бегать по кругу. Это не закаление тела, а стереотипия при расстройствах аутистического спектра.

6. «Ребенок у нас практически гений. Может услышать по телевизору список музыкальных исполнителей «топ20″ и тут же повторить. Знает таблицу умножения.. и вообще вот дай ему текст, он все повторит слово в слово» В определенном смысле такая память это одаренность, но у маленьких детей она носит характер чисто механического запоминания и характерна для состояний умственной отсталости или же опять для расстройств аутистического спектра. В последнем случае такие способности развиваются в ущерб другим навыкам и адаптации в обществе. Дети нуждаются в длительной педагогической работе с ними. Чем раньше такие занятия с ребенком начнутся, тем лучше прогноз. Соответственно затягивание обращения к специалисту этот прогноз ухудшает.

7. «Девочка очень умная и одаренная. Знает все про бактерии в свои 5 лет. Ей, конечно, со сверстниами не интересно. Дети в куклы, в песок играют, принцесс рисуют, а ее это все не увлекает. Сидит в сторонке и на песке рисует кишечную палочку». Это моноувлечение нехарактерной для возраста темой, поглащающее все время ребенка, а так же в сочетании с нарушенной адаптацией признак ранней шизофрении или заболеваний аутистического спектра. Ребенок, как минимум, нуждается в работе с педагогом и психологом, для адаптации в обществе. Чем раньше такие занятия начнуться, тем более вероятен положительный эффект. При отсутствии своевременного вмешательства, дезадаптация нарастает и ребенок выпадает из общества. Чем позже родители на это обращают внимание, тем труднее вернуть ребнка в обычный мир.

Вы знаете, конечно, каждый родитель волен делать, что он считает нужным. Можно верить в «детей индиго», «злых врачей» и т.п. Говорить всем, что ребенок просто чертовски одарен, а вокруг никто этого не понимает. Действительно, ребнок может быть и одарен, но ему надо очень крепко помогать проявить свои способности. Иногда бывает, что человек может умножать четырехзначные числа в уме, но не умеет пользоваться туалетом.Это прекрасно, что рядом с таким человечком любящая мама ( папы редко остаются рядом с больным ребенком) и везде его водит. Только мало кто себе задает вопрос, что будет с ним, когда не станет мамы. И вот это время — детство, когда еще многое можно исправить,бывает потеряно буквально бездарным образом. Особенно жалко бывает, когда ребенок становится интеллектуально сниженным из-за расстройств метаболизма, когда можно было всего лишь соблюдать диету до определенного возраста, и все… а не восхищаться чудесным запахом пеленок. Так что.. уж сделай что-нибудь ГоспАди, с гордыней родителей или с тараканами в их голове, чтобы действительно во время обращались «если что не так».