Молочные войны развязывают монополии

Вслед за Белоруссией жертвой нестабильности на российском молочном рынке стала Литва. Четырем крупным заводам, работавшим на российском рынке, запрещено ввозить свою продукцию. Российские санитарные службы утверждают, что виной тому антибиотики, остатки которых, якобы, были обнаружены в литовской продукции. Однако более вероятно, что данное решение пролоббировано российскими производителями, которые ранее добились такого же решения в отношении белорусских конкурентов, а не так давно, если верить федеральной антимонопольной службе, еще и вступили в монопольный сговор, завышая цены на свою продукцию.

Россельхознадзор, запретив ввоз продукции четырех литовских заводов из 16-ти, работающих на российском рынке, не уточнил, каков объем молочной продукции, поставляемый в РФ этими компаниями. В свою очередь исполнительный директор Молочного союза России Владимир Лабинов успокаивает потребителей тем, что в общем объеме импорта молочной продукции в страну доля Литвы не превышает 5%, и меры Россельхознадзора никак не отразятся на розничном российском рынке. Однако это утверждение может не вполне соответствовать правде, поскольку господин Лабинов подразумевает рынок молочной продукции в целом, не уточняя, сколько литовские продукты занимают, например, в сегменте сыров. Не говоря уже о том, что литовская продукция конкурирует с российской, преимущественно, в достаточно узких средней и высшей ценовых категориях.

Чем же вызвано это лукавство? Почему вообще, если смотреть на этот вопрос с точки зрения банального лоббизма, одна за другой вспыхивают «молочные войны»? Причем разбираться интересно именно в причинах, ибо предполагаемые последствия очевидны. Точнее, следствие предполагается одно — устранение конкурентов. Но почему этим так активно занялись именно сейчас, вот в чем вопрос.

Первый ответ лежит на поверхности: кризис и падение спроса. И об этом не перестают россиянам напоминать в последние недели. Переработчики и некоторые производители молока трубят на всех углах, что закупочные цены падают, при том что «сушить» излишки для получения так называемого «порошкового» молока стало невыгодным, после принятия в прошлом году технического регламента, не позволяющего называть продукт, произведенный из сухого порошка — молоком. Им вторит уже даже спикер Госдумы Борис Грызлов, который настаивает на изменении правил игры на молочном рынке, и введении некоей «долгосрочной формулы» цены, что давно хотят переработчики, но не всегда выгодно производителям.

Наконец, через прессу лоббисты уже начали пугать тем, что в России начался забой скота, якобы из-за того, что продавать молоко становится невыгодно, соответственно невыгодно и кормить скотину. Якобы кризис докончил то, что начало введение техрегламента на молоко. Выводов, соответственно, ими делается два — техрегламент надо «уточнять», чем сейчас и занимается Минсельхоз, а рынок — регулировать. В частности, убирать с него иностранцев, для мифической защиты «отечественных производителей». На фоне этой массированной информационной кампании голоса тех, кто выступает против, практически не слышны.

Но именно история с техрегламентом на молоко — это вторая составляющая ответа на вопрос, почему именно сейчас вспыхнула масштабная молочная война и именно сейчас лоббистам приходится всеми правдами и неправдами закрывать российский рынок. Дело в том, что хоть, как говорят исследователи из Роспотребнадзора, 80% молочной продукции по-прежнему не соответствует регламенту и делается с добавлением сухого молока, все же потихоньку соблюдать новые нормы приходится и тем труднее конкурировать с иностранцами, которые эти нормы и без всяких регламентов раньше соблюдали.

Российская низкокачественная продукция потихоньку, по мере повышения качества, становится дороже, а иностранцы как торговали — так и торгуют. Вот их товары и оказались лишними. И лоббисты, если будет на то их воля, не пустят конкурентов на российский рынок до тех пор, пока либо не удастся поменять техрегламент на молоко (что может случиться уже осенью), либо переработчики не перестроят свое производство, а это в условиях кризиса может случиться и вовсе нескоро. Так что литовским и белорусским производителям лучше поискать на всякий случай другие рынки сбыта.