Минобороны: к современным вызовам и угрозам готовы

20 февраля один из ведущих органов Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – Главное оперативное управление (ГОУ) отметит свой 309 день образования.

В преддверии праздника наш корреспондент встретился с начальником Главного оперативного управления Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенантом Андреем ТРЕТЬЯКОМ.

Визитная карточка

Андрей Витальевич Третьяк родился 11 марта 1959 г. в г.Магдебурге (ГДР). Окончил Киевское высшее общевойсковое командное училище в 1980 г., Военную академию им. М.В. Фрунзе в 1991 г., Военную академию Генерального штаба ВС РФ в 2001 г. Проходил службу в должности командира взвода и роты в ГСВГ, начальника штаба и командира батальона в Белорусском военном округе. После окончания Военной академии им. М.В. Фрунзе последовательно занимал должности заместителя начальника оперативного отделения штаба дивизии, начальника штаба — заместителя командира полка, командира полка и бригады, начальника штаба дивизии в ДВО.

Окончив Военную академию Генерального штаба, был назначен командиром дивизии в СибВО. В этом же округе был начальником штаба — заместителем командира армейского корпуса и армии. Затем командовал армией в МВО. С апреля 2008 года занимал должность начальника штаба — первого заместителя командующего войсками ЛВО.

В январе 2010 г. назначен на должность начальника Главного оперативного управления — заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Здравствуйте, Андрей Витальевич. С наступающим Вас праздником! Начну, пожалуй, со стандартного вопроса: какие задачи в настоящее время решает вверенное Вам Главное управление?

Здравствуйте, спасибо за поздравление.

Перечень задач настолько обширен, что может не хватить отведенного нам времени, чтобы обо всем рассказать.

А если говорить коротко, то Главное оперативное управление, являясь органом военного управления Вооруженных Сил, предназначено для организации и управления строительством, развитием и применением Вооруженных Сил, оперативного управления войсками (силами) в мирное и военное время. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что деятельность ГОУ распространяется на все сферы жизни и деятельности Российской армии.

Специалисты Главного управления осуществляют анализ военно-политической обстановки в мире, принимают участие в определении источников военных угроз безопасности Российской Федерации и подготовке предложений военно-политическому руководству России по вопросам военного строительства.

К основным направлениям деятельности ГОУ также относятся: определение основных направлений строительства Вооруженных Сил, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов; стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил.

Помимо этого, Главное оперативное управление организует взаимодействие Вооруженных Сил с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, а также с Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности.

Каковы, на Ваш взгляд, место и роль Главного оперативного управления в формировании нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации?

Без ложной скромности отмечу, что одно из ведущих, наряду с другими органами военного управления.

Проводимые в рамках формирования нового облика Вооруженных Сил России преобразования вызваны целым рядом объективных причин. За последние несколько десятилетий существенно изменился характер войн и вооруженных конфликтов. Они стали скоротечными, носить локальный характер и вестись ограниченными силами в едином информационно-коммуникационном пространстве. Операции и боевые действия объединяют усилия всех видов и родов войск под единым командованием.

Поэтому Верховным Главнокомандующим была поставлена четкая задача – провести глубокую модернизацию Российской армии в короткие сроки и создать мобильные, оснащенные, хорошо подготовленные Вооруженные Силы, способные обеспечить военную безопасность России и ее союзников. Именно в этом направлении под руководством начальника Генерального штаба и работал коллектив Главного оперативного управления последние несколько лет. И сейчас уже можно говорить о конкретных положительных результатах.

Осуществлен переход на более оптимальный трехуровневый принцип управления – объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Это повысило оперативность при подготовке и выполнении поставленных задач.

В целом, основные мероприятия по переходу на новый облик завершены. Сформирован новый боевой состав Вооруженных Сил России: в военных округах и на флотах завершен перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением и военной техникой.

При непосредственном участии офицеров ГОУ создана принципиально новая система боевой готовности. Результатом ее функционирования стало то, что все соединения и воинские части Вооруженных Сил России уже через 1 час после получения распоряжения готовы к выполнению задач по предназначению.

Кроме того, в 2010 году Главным оперативным управлением на основе Военной доктрины Российской Федерации подготовлены предложения по совершенствованию системы военно-административного деления Российской Федерации. Существовавшие ранее шесть военных округов, их боевой состав и система управления войсками не в полной мере обеспечивали гарантированное решение задач по обеспечению безопасности нашей страны.

В этой связи 20 сентября 2010 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О военно-административном делении Российской Федерации», согласно которому вместо прежних военных округов сформированы четыре качественно новых стратегических объединения: Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на межвидовые органы военного управления – объединенные стратегические командования.

В состав военного округа вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. Командующий войсками каждого военного округа несет персональную ответственность за обеспечение военной безопасности России на вверенном ему стратегическом направлении.

Разработаны и проходят апробацию в войсках новые уставные документы по подготовке и ведению боевых действий.

Вы сказали о создании принципиально новой системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации. В чем ее суть?

Реформирование системы управления осуществлялось по двум направлениям.

Первый связан с сокращением уровней управления и качественным структурным преобразованием самих органов военного управления.

Второй – с исключением дублирования и перераспределением задач и функций органов военного управления.

Если рассмотреть первое направление, то ранее система управления Вооруженными Силами выстраивалась по принципу жесткой вертикальной иерархии. То есть начальнику Генерального штаба приходилось отдавать указания главнокомандующим видами Вооруженных Сил, те, в свою очередь, приняв решение, ставили боевую задачу командующим войсками военных округов, флотами и так далее – до командира батальона. В итоге на организацию боя командирам времени уже просто не оставалось, а боевую задачу приходилось решать, что называется сходу.

Из этой схемы были исключены виды Вооруженных Сил, а с переходом на бригадную систему убрали дивизионное и полковое звено. То есть теперь нижестоящие командующие и командиры имеют возможность уделять больше времени на выработку своих решений. Если учесть, что они получают современные АСУ, то качество подготовки к боевым действиям значительно повышается.

Когда мы говорим о трехзвенной системе управления, то имеем в виду самодостаточные межвидовые группировки Вооруженных Сил, способные решить исход войны на театре военных действий. Сегодня это войска военного округа. Основные органы, которые занимаются планированием и проведением операций и боевых действий на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях — объединенное стратегическое командование, оперативное командование и бригада соответственно.

Для реализации второго направления Генеральным штабом и Главным оперативным управлением в частности была проведена работа по перераспределению и уточнению задач и функций всех органов военного управления Вооруженных Сил.

Данные меры позволили создать стройную, прозрачную, простую, финансово менее затратную и понятную систему управления и контроля Вооруженных Сил, в которой исключено размывание ответственности между органами военного управления за решение одних и тех же задач.

То есть, мы создали новую структуру, которая организационно направлена на выполнение задач, определенных только конкретному органу военного управления.

Что изменилось в системе оперативной подготовки войск, каких результатов удалось достичь по итогам прошлогоднего оперативно-стратегического учения Вооруженных Сил РФ «Восток – 2010»?

В плане оперативной подготовки войск сегодня основное внимание уделяется повышению профессиональных знаний и навыков офицеров органов военного управления. С этой целью на базе Военной академии Генерального штаба, других военно-учебных заведений мы постоянно проводим учебно-методические сборы.

Создание объединенных стратегических командований ставит перед нами необходимость интенсивно проводить межвидовую подготовку органов военного управления военных округов.

Именно поэтому мы не отказываемся от испытанных форм оперативной подготовки – стратегических командно-штабных военных игр и тренировок, а также оперативно-стратегических и оперативных учений.

Буквально месяц назад, 27-28 января с.г. под руководством начальника Генерального штаба проводилась командно-штабная тренировка центральных органов военного управления, объединенных стратегических командований, объединений и соединений Вооруженных Сил России по предупреждению и локализации масштабных экологических и техногенных катастроф (аварий) в районах дислокации войск.

Отрабатывались учебные задачи по организации сбора и анализа поступающей информации, ее оперативному обмену между органами военного управления с использованием инновационных технологий в автоматизированных системах оповещения, управления и передачи данных.

Нельзя не сказать об оперативно-стратегических учениях, которые с недавнего времени проводятся ежегодно. ОСУ «Восток-2010», наряду с ОСУ «Запад-2009», явились наиболее масштабными мероприятиями подготовки войск (сил) в новой истории российских Вооруженных Сил, сопоставимыми по масштабам с маневрами войск, проводившимися Вооруженными Силами Советского Союза совместно с армиями стран Варшавского Договора во времена расцвета СССР. Для Вооруженных Сил Российской Федерации эти учения можно отнести к новым формам подготовки войск (сил).

На учении «Восток-2010» бригадам в новой организационно-штатной структуре приходилось действовать в труднодоступных со сложным рельефом географических районах Забайкалья и Дальнего Востока. Соединения продемонстрировали хорошие боевые возможности и выполнили поставленные учебно-боевые задачи.

Вместе с тем исследования показали ряд недостатков и узких мест, над устранением которых в настоящее время работают специалисты, в том числе и Главного оперативного управления.

Во-первых, это значительное количество соединений, имеющих на вооружении большое количество танков и боевых машин пехоты, что затрудняет их переброску на большие расстояния.

Во-вторых, несовершенная система тылового и технического обеспечения снижает эффективность применения боевых подразделений бригады.

В-третьих, не в полной мере учтены значительные различия физико-географических и природно-климатических условий нашей страны.

Для разрешения этих проблем в Южном и Центральном военных округах по типовым штатам сформированы экспериментальные «тяжелая», «средняя» и «легкая» бригады. В октябре прошлого года с ними проведены исследовательские учения, которые, в целом показали способность данных соединений выполнять возложенные на них задачи.

С реализацией государственной программы вооружения на период до 2020 года в подобные соединения поступят новейшие образцы вооружения и военной техники, отвечающие всем современным требованиям.

Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу создания системы воздушно-космической обороны. Принимает ли Главное оперативное управление участие в работе по этому важному направлению?

Создание системы воздушно-космической обороны является современным реагированием на существующие и перспективные угрозы военной безопасности государства. Область применения современных средств нападения стирает грань между воздушным и космическим пространством. Специалисты Главного оперативного управления постоянно анализируют угрозы военной безопасности государства, в том числе способные возникнуть из воздушно-космической среды и участвуют в выработке предложений по их нейтрализации.

Идея создания системы ВКО заключается в объединении усилий и возможностей всех огневых и информационных средств противовоздушной и противоракетной обороны, систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства. С формированием данной системы ответственность за обеспечение военной безопасности в воздушно-космической сфере будет сосредоточена в руках одного должностного лица.

Эффективность воздушно-космической обороны планируется повышать путем ее оснащения перспективными образцами вооружения и военной техники. Такие средства будут обладать возможностью перехвата воздушных целей со скоростями вплоть до гиперзвуковых, во всем диапазоне высот, а баллистических до класса межконтинентальных баллистических ракет.

Хотелось бы подчеркнуть, что это будет не простое механическое слияние разновидовых воинских организмов под руководством нового стратегического командования. Предусматривается их глубокая интеграция и эшелонирование по задачам, информационному обмену и огневому перехвату.

Еще не прошло и месяца, как Договор о СНВ между Россией и США вступил в силу. Какую роль в подготовке данного документа сыграло Главное оперативное управление?

Без преувеличения можно сказать, что подписание и ратификация Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений – это прорыв в достижении стратегической стабильности в мире и в российско-американских межгосударственных отношениях.

Заключению Договора предшествовала долгая и напряженная работа как военно-политического руководства двух стран, так и экспертов. Работа над Договором велась с мая 2009 года. На каждом этапе подготовки этого важного документа в качестве экспертов участвовали специалисты Главного оперативного управления.

Наибольшие трудности вызвали вопросы согласования количественных уровней носителей и ядерных боезарядов, взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений, верификационному механизму.

Вместе с тем Сторонам удалось найти компромиссные пути и выйти на понимание того, что взаимоприемлемые варианты каждой из сторон просто необходимы.

Полагаю, что вступление в силу Договора о СНВ укрепит международную безопасность и стратегическую стабильность.

Что бы Вы пожелали своим подчиненным в преддверии профессионального праздника?

Коллектив Главного оперативного управления в непростое время проводит реформу ВС РФ и в целом успешно справляется со своими обязанностями, подтверждая роль ведущего органа Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Хочу выразить свою признательность всему личному составу Главного оперативного управления за ежедневную высокопрофессиональную и качественную работу.

20 февраля мы рассматриваем не только как день образования Главного оперативного управления Генерального штаба, но и как профессиональный праздник всех офицеров-операторов российских Вооруженных Сил. Позвольте через «Красную звезду» поздравить представителей этой сложной и ответственной военной профессии, пожелать им доброго здоровья, благополучия и дальнейших успехов в ратном служении Отечеству!