Медведев заявил о проекте канала » Евразия»

7 сентября 2010г. на VII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, состоявшемся в Усть-Каменогорске, лидеры этих стран обменялись заявлениями, шокировавшими природоохранную общественность.

Несмотря на то, что форум был заявлен как площадка для взаимодействия в сфере высоких технологий, гораздо большее внимание на нем было уделено крайне далеким от этих технологий вопросам реализации проектов, несущих катастрофические экологические последствия.

«Засуха привела к небывалому обмелению реки Урал, что затрагивает интересы населения всего Урало-Каспийского бассейна», — заявил Нурсултан Назарбаев и тут же предложил выход из положения: вспомнить утопический проект по переброске вод сибирских рек в Центральную Азию.

Президент РФ Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил о том, что «ведётся технико-экономическая оценка проекта строительства новой судоходной артерии между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном. Мы договорились вернуться в ближайшее время к ряду вопросов, включая вопрос окончательной целесообразности реализации этой большой серьёзной инициативы».

Дмитрий Медведев имел в виду не что иное, как проект судоходного канала «Евразия», который с 2004 года обсуждается российской властью. Ранее — в 2008 году, будучи кандидатом в Президенты России, Медведев прямо высказывался в поддержку этого заведомо незаконного проекта, что вызвало критику со стороны природоохранной общественности.

В рамках проекта канала «Евразия» предполагается воскресить давнишнюю идею воссоединить Каспий и Азов судоходным каналом по бассейну рек Дон и Кума, а также Кумо-Манычской впадине. В 30-е годы прошлого века в верховьях реки Западный Маныч (левый приток реки Дон, территория нынешней Ростовской области) даже были построены два крупных водохранилища, Пролетарское и Веселовское, а для их подпитки подвели воду из реки Кубань. Однако в расчетах проектировщиков вышла ошибка, и водохранилища так и не заполнились до проектных отметок. А значит, о судоходстве не могло быть и речи. По этой причине строить вторую очередь так называемого “Кумо-Манычского водного пути” сочли нецелесообразным.

Позабытый проект вынули из-под сукна уже в “нулевые” годы, по инициативе Казахстана. Руководство этой страны, используя политический шантаж и заявляя, что будет экспортировать нефть с каспийских месторождений в обход России, добилось того, что идея «Евразийской Панамы» стала обсуждаться российским руководством.

Проект предполагает строительство судоходного канала длиной около 700 километров, способного пропускать танкеры с осадкой 2,5 метра. При этом река Кума — место нереста ценных пород рыб — в нижнем течении должна быть превращена в часть этого канала. В результате чего она полностью прекратит существование как естественный водоем. Уже одного этого факта достаточно для того, чтобы оценить масштаб беспрецедентной ущербности проекта. А ведь это только начало.

По оценкам экспертов, площадь затопляемой территории составит 2,7 тыс. квадратных километров, а площадь подтопления земель грунтовыми водами — более 2,5 тыс. квадратных километров. При всем при этом, для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень воды на шлюзах и компенсировать перепад высот между Каспием и Азовом, пришлось бы полностью спускать в канал реки Дон и Кубань (нетрудно догадаться, чем это обернется для Азовского моря, Краснодарского края и Ростовской области).

“Евразийская Панама” должна будет пересечь водно-болотное угодье «Веселовское водохранилище», охраняемое Рамсарской конвенцией, государственный заповедник «Ростовский» и островной участок государственного биосферного заповедника «Чёрные земли», а также Чограйский заказник. Кроме того, канал необратимо разрушит миграционные пути сайгаков — единственного вида антилоп, сохранившегося в Европе. Его строительство противоречит нормам российского природоохранного законодательства и международным обязательствам России, согласно Рамсарской конвенции. И за все это “удовольствие” из кармана российских налогоплательщиков предполагается вынуть от 15 до 20 млрд. долларов!

Вызывает недоумение, почему этот нужный Казахстану экологически неприемлемый проект, представляющий угрозу национальной безопасности России и несущий катастрофические экологические последствия, вновь и вновь оказывается на языке у руководителей нашей страны. Возможно, президент Медведев, говоря о “технико-экономической оценке строительства новой судоходной артерии”, проявил всего лишь дипломатическую вежливость?

Не исключено, что канал “Евразия” может стать этакой разменной монетой в политическом торге двух стран. И, исходя из соображений «высокой политики», отказывая Казахстану в реализации проекта переброски сибирских рек, руководство России согласится на строительство “судоходной артерии” между Каспием и Азовом. Тогда шансы на реализацию проекта канала возрастут во много раз.

В целом же, заявление Медведева в очередной раз демонстрирует, что российские власти руководствуются чем угодно, только не национальными интересами и законодательством, и готово, исходя из политической конъюнктуры, реализовать даже заведомо незаконные и несущие катастрофические последствия проекты. Законы РФ прямо запрещают подобное строительство в заповедниках и уничтожение критических местообитаний краснокнижных видов, однако это совершенно игнорируется. Общественность России должна сказать твердое “нет” губительным планам казахских нефтяников, пока эти планы еще находятся на стадии технико-экономического обоснования.