Манёвры начал тыл…

Есть знаковые события в жизни Вооруженных Сил, которые определяют их дальнейшее существование на многие годы вперед. Одним из них наверняка станут крупномасштабные оперативно-стратегические учения «Восток-2010», которые проводились с 29 июня по 8 июля. И не только потому, что в ОСУ задействованы около 20 тысяч человек: войска Сибирского и Дальневосточного военных округов, соединения и части Военно-воздушных сил, Воздушно-десантных войск, Тихоокеанского флота.

Одно важное обстоятельство обязывает рассматривать эти маневры как своеобразный момент истины для Министерства обороны России. Впервые на восточном ТВД в условиях, максимально приближенных к боевым, опробуется новая бригадная структура. Именно эти учения, пожалуй, окончательно ответят на вопрос: насколько оправдали себя недавние масштабные преобразования в Российской армии и ВМФ РФ?

Правда, первыми «вступили в бой»… тыловые структуры Вооруженных Сил. Ибо своеобразным прологом ОСУ стало прошедшее в рамках «Востока-2010» специальное учение органов военного управления, воинских частей и организаций тыла Сибирского военного округа, 36-й армии ВВC и ПBO, Железнодорожных войск. Они продемонстрировали свои возможности в обеспечении всем необходимым межвидовой группировки войск на Сибирском стратегическом направлении.

Оправданные преобразования

Казалось бы, учение как учение. Но не ошибусь, если скажу, что впервые за много лет мне довелось увидеть столько нового. И в подходах к организации занятий, и в применении современной техники, и в показе перспективных разработок.

Вот как, например, отрабатывались практические действия по восстановлению железнодорожного моста через один из протоков Енисея. По легенде этот мост был накануне разрушен авиацией противника, однако обстановка требовала срочного возобновления движения по стальной магистрали. Данную задачу решала железнодорожная бригада под командованием полковника А. Королева, которая использовала металлическую сборно-разборную эстакаду РЭМ-500, предназначенную для быстрого устройства мостовых переходов. Она состоит из разрезных металлических пролетных строений длиной 12,5 м (с непосредственным прикреплением рельсов) и металлических рамных (плоских) опор с башмаками, устанавливаемыми непосредственно на грунт.

Кстати, железнодорожная бригада в целом способна за сутки выполнить около 8 тысяч кубических метров земляных работ, уложить и забалластировать 6 км пути или до 9 км полностью разрушенного полотна, восстановить до 150 м больших и средних мостов.

Часть конструкций восстанавливаемой переправы монтировалась на берегу, другая (и это самое необычное) на понтонах буксировалась по воде. Так, несмотря на палящий зной, в установленные сроки была произведена сборка пролета наплавного моста НЖМ-56. Проблема неожиданно возникла позже, когда, казалось, основное уже позади. Сказалось отсутствие опыта. Длина рельсового пролета на наплавном мосту оказалась из-за высокой температуры окружающего воздуха и расширения металла больше, чем предполагалось…

В боевой обстановке внезапно возникшая задержка, конечно, имела бы печальные последствия и могла дорого стоить наступающим подразделениям. Но учения есть учения, они призваны выявить не только достижения, но и недочеты в подготовке войск. Да и решение столь непростой задачи редко обходится без сучка и задоринки.

Нечто подобное позже произойдет и при форсировании танковой колонной с ходу под водой реки Онон. Ее не смогут самостоятельно преодолеть две машины, которые остановятся в самом глубоком месте и их придется вытаскивать с помощью тягача.

И все же в целом чувствовалось — структурные преобразования в Тыле Вооруженных Сил себя оправдывают. Войска стали более компактными, мобильными, управляемыми.

Здесь следует подчеркнуть: части и подразделения Тыла ВС РФ переходят на новую организационно-штатную структуру. До конца 2010 года во всех военных округах намечено сформировать бригады материально-технического обеспечения (не менее двух в каждом округе). Это будут соединения постоянной боевой готовности, которые должны переходить на военное положение в течение часа. Тыловое же обеспечение войск планируется осуществлять по схеме: центр — военный округ — оперативное командование — бригада — батальон (дивизион) — рота (батарея) — военнослужащий (боевая машина).

Впрочем, уже сегодня батальоны мотострелковых бригад обладают максимально достаточными силами и средствами, что позволило сделать их в тыловом отношении автономными и самодостаточными структурами. Они теперь способны осуществлять все мероприятия по материальному обеспечению подразделений (содержание и подвоз запасов, заправка горючим, организация питания, выпечка хлеба, помывка личного состава и др.) за исключением стирки белья, которая будет проводиться бригадным тылом. Неудивительно, что батальонный тыл по функциональным возможностям теперь превосходит полковой. И это притом что он более приближен к переднему краю, мобилен, маневрен и управляем.

Эргономика и функциональность

Немало в ходе учений было продемонстрировано и технических новинок. Казалось бы, что за боевая единица — водовозка. Но без воды солдата не накормишь. А ведь если воин голоден, он и в атаку поднимется без энтузиазма, и в обороне может не проявить стойкости. Однако чтобы обеспечить батальон водой, надо не один куб ее доставить в полевых условиях. В сутки на бойца требуется примерно 10 литров: приготовление пищи, стирка, умывание… Маленькие же водовозки в современных условиях не могут справиться с задачей. Но теперь ее успешно решает новое техническое средство на базе КаМАЗа. Возимый запас — 5,6 куба. Один раз с утра отправил машину — и на сутки обеспечил потребность батальона численностью 500 человек.

Или взять топливозаправщик. В мотострелковой бригаде около 30 танков. Известен объем заправки, суточный расход топлива… Если раньше приходилось задействовать 3-5 машин, то теперь можно обходиться одной — более мощной. Она способна обеспечить суточную потребность бригады.

Помимо этого журналистам показали новые мобильные полевые городки для обустройства военнослужащих. Это уже не знакомые всем палатки, а легкие сооружения модульного типа из металла. Они гораздо надежнее, удобнее, комфортнее: с кондиционером, отоплением. В них, например, отдельно размещаются кухня, столовая, банно-прачечный комплекс, комнаты отдыха для поваров… И все это работает в автономном режиме.

В кухонный модуль входят сама кухня, разделочный цех, столовая, холодильники… Даже приготовление пищи идет с учетом иных технологий, что сказывается на ее качестве. Холодные закуски, порционное мясо, первые и вторые блюда — все готовится быстро. «Наша задача — сделать так, чтобы человек и в полевых условиях получил такое же полноценное питание, как в стационарных», — говорят руководители Тыла ВС РФ.

Есть немало новшеств и в банно-прачечном обслуживании. Например, новый помывочный комп- лекс. 5-я мотострелковая бригада уже испытала его в полевых условиях. Корреспондентам показали вариант размещения на местности полевой бани на базе душевого агрегата ТДА-3. Батальонный продовольственный пункт питания и банно-прачечного обслуживания также находится в контейнерах и работает автономно. «Как в купе поезда Москва — Пекин», — отметил начальник Тыла Вооруженных Сил — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Дмитрий Булгаков, показывая комнату отдыха поваров. И мне стало ясно, что он, образно говоря, выстрадал это свое детище. Действительно, такой комплекс транспортируется на КаМАЗе и передвигается за батальоном в поле по любым дорожным условиям. Его можно даже не снимать с платформы, а разворачивать, как бабочку: приводится «в боевую готовность» за 2,5 часа прямо на машинах.

Кстати, генерал Булгаков, от которого исходила идея создания таких модулей, сам когда-то служил в Забайкальском военном округе и знает, что такое суровый полевой быт. Но главное в том, что впервые за много лет военное ведомство решило повернуться к людям лицом в организации их быта.

Разработками модулей занимался 25-й НИИ Минобороны со своим научно-исследовательским центром. Подключался и Военно-научный комитет. При стабильном финансировании военные округа будут обеспечены такими комплексами примерно в течение двух лет. А гарантированный срок службы комплексов — четверть века. Пусть их еще немного, но они уже пошли в войска.

Производит такое чудо завод мостовых и металлических конструкций в подмосковных Люберцах при участии ряда других предприятий.

В настоящее время обеспеченность Вооруженных Сил основными видами технических средств продовольственной службы составляет более 100%, что позволяет укомплектовать соединения и воинские части нового облика исправной техникой. Только в 2009 году были приняты на снабжение ВС шесть новых ее образцов.

И это только начало. Обновление технической оснащенности Вооруженных Сил Российской Федерации планируется организовать поэтапно в рамках Государственной программы вооружения (ГВП), рассчитанной до 2015 года. Спланированные в рамках ГВП денежные средства направляются в первую очередь для закупки образцов техники продовольственной службы на автошасси повышенной проходимости с современным технологическим оборудованием модульного типа.

По законам аутсорсинга

Возникают вопросы. Не потребует ли все перечисленное больших сил и внимания к себе со стороны личного состава? Не будет ли отвлекать его от боевой подготовки? Не противоречит ли стремление облагородить полевой быт солдат и офицеров совершенствованию их профессиональных знаний и навыков?

Нет, не противоречит. Потому что эту проблему снимает аутсорсинг. Организация питания на условиях аутсорсинга сегодня рассматривается как наиболее перспективный способ. Кстати, это впервые было продемонстрировано на полигоне Цугол, где готовил пищу, обстирывал, обслуживал военнослужащих в поле полностью гражданский персонал.

С привлечением к организации питания военнослужащих предприятий общественного питания и гражданского персонала улучшилось качество пищи, расширен ассортимент блюд, повысилась культура питания. Практически исключаются риски острых кишечных инфекций.

В настоящее время питание с привлечением гражданских предприятий налажено уже в 99 воинских частях и организациях (общая численность довольствующихся — 141 тысяча человек). В 2010 году министром обороны принято решение о поэтапном переводе на организацию питания на условиях аутсорсинга 200 воинских частей и организаций общей численностью 184,6 тысячи человек (при потребности в финансировании 6,5 млрд рублей в год).

На основании распоряжения правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года № 155-р, определяющего единственным исполнителем услуг по организации питания для нужд Вооруженных Сил открытое акционерное общество «Военторг», функции по питанию военнослужащих будут передаваться предприятиям, входящим в данное общество. В перспективе до 2015 года планируется перевод всех войск (сил) на организацию питания на условиях аутсорсинга за исключением воинских частей, дислоцированных в труднодоступных и отдаленных местностях.

Интересно, что и персонал подбирает сама гражданская организация. То есть все ложится на гражданских лиц, а дело военных — осуществлять контроль. Это позволяет военнослужащим максимально сосредоточиться на выполнении боевых задач, не распыляя силы на хозяйственные работы, как это нередко бывало раньше — о чем мечтали целые поколения офицеров.

Ожидается и экономический эффект. Судите сами. Раньше на продскладе, в овощехранилище, у холодильников стояли, как на посту, люди в погонах. А это немалое количество должностей. Каждого при этом надо было обеспечить квартирой. Сложите все вместе и получите среднюю стоимость услуг (продукции). Она зашкаливала… А сейчас ее среднее значение в расчете на одного военнослужащего — 160 рублей в сутки. В целом же с гражданской организацией воинская часть рассчитывается лишь по факту оказанных услуг по завершении месяца. И если кто-то не выполняет условия, то вступает в силу целый ряд санкций, вплоть до разрыва контракта. Причем необязательно проводится новый тендер. Если участников было несколько, то занявший второе место на аукционе имеет право стать первым.

Интересно, что средняя зарплата гражданского персонала выше, чем коллег за пределами гарнизона: не меньше 15-20 тысяч рублей. Есть ли желающие? Есть. Особенно в депрессивных регионах. Существуют и жесткие критерии отбора.

Конечно, перед внедрением аутсорсинга изучался опыт организации питания личного состава западных армий, в том числе ВС США. С этой целью генерал-полковник Дмитрий Булгаков, другие руководители Минобороны выезжали во Францию, Италию и иные страны. Пришли к выводу: везде есть своя специфика и вряд ли нужно слепо копировать чужой опыт, пусть даже самый передовой. В России применение войск, климатические условия и многое другое имеют совершенно уникальный характер. У тех же американцев при жарком климате широко используется брезент. Возможно, в Ираке это оправданно. Но взять наше Забайкалье, где летом температура в поле до плюс 45 и выше, а зимой — до минус 45. Брезент, мягко говоря, уже не согреет. Да и сколько дров надо для этого сжечь…

Итоговая оценка

Начальник Тыла Вооруженных Сил РФ — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Дмитрий Булгаков:

— Это было специальное учение Тыла и Железнодорожных войск, которое прошло по плану подготовки Вооруженных Сил. Войска, участвовавшие в нем, задействованы сейчас и на ОСУ «Восток-2010».

Программа и план учения отработаны в полном объеме. Тыловые подразделения получили огромную практику в вопросах управления, планирования, выполнения конкретных мероприятий по обеспечению войск.

Все делалось в реальном масштабе времени. В полном объеме осуществлялось транспортное, медицинское, дорожное обеспечение… Мы еще раз убедились в том, что направление реформирования войск избрано правильно.

Если говорить о выучке личного состава, то лишь за истекший период обучения эту работу можно оценить удовлетворительно. Надо учесть еще, что действовали военнослужащие, призванные весной 2010 года. А контрактников — не более 5%. Будет возможность — увеличим их численность. Но считаю, солдат срочной службы надо готовить в первую очередь. Ведь стране нужен резерв подготовленных специалистов.

Отмечу также хорошую подготовку батальона по наведению наплавного моста. Как бы там ни было, строительство переправы, возведение многотонной конструкции — очень непростое дело.

О каких структурных изменениях в Тыле Вооруженных Сил можно сказать? Их немало. Если до этого, например, Железнодорожные войска были в основном войсками сокращенного состава и кадра, то сегодня у них нет ни одного такого подразделения. Это полностью части постоянной готовности. И мы больше не занимаемся мобилизационной подготовкой в Железнодорожных войсках, а только боевой, что дает очень большой плюс в выполнении задач.

С переходом войск в состав военных округов, естественно, будет оптимизирована система управленческих органов. До сегодняшнего момента она оставалась достаточно громоздкой. Представьте: командующий Железнодорожными войсками, получив задачу от начальника Тыла ВС РФ и начальника Генерального штаба, должен был поставить ее сначала территориальному командованию. Это командование — бригадам. Бригады — батальонам… То есть приказ проходил несколько этапов, прежде чем доходил до исполнителей. Сейчас начальник Тыла с командующим Железнодорожными войсками напрямую может принять решение на применение Железнодорожных войск на том или ином направлении. Это значительно сокращает время.

Мы переходим к полному переоснащению Железнодорожных войск современной техникой. На учении было показано, как действуют ремонтно-восстановительный батальон, другие подразделения, оснащенные самой современной инженерной техникой. У нас сегодня пять таких батальонов.

Подчеркну: Железнодорожные войска — это войска, которые используют всю технику двойного назначения. Она такая же, какая применяется в РЖД, «Трансстрое», Россжилдоре для восстановления железнодорожных путей. Единственное, чего ни у кого нет, — это наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56. Кстати, сейчас принят новый мост-лента — совершенно другой конструкции. Она позволяет в 2,5 раза сократить время сборки.

Несколько слов о новой форме одежды. Насколько она удобна? Удобна. Если вы обратили внимание, начиная с меня и заканчивая солдатом — все в одинаковой форме, одного покроя и пошита она из одного материала. Мы ушли от старого традиционного расположения погон на плечах. Это создавало дополнительную нагрузку на плечи. Теперь погон расположен впереди. А когда надевается бронежилет, он переносится на рукав.