Лекарство на двух колесах

Пока одни высокопоставленные чиновники ломают головы, как вытащить из ямы отечественный автопром, другие увлеклись идеей в массовом порядке пересадить население… на велосипеды. Любовь к двухколесному транспорту стремительно распространяется среди региональных властей, но не вызывает энтузиазма гаишников.

Педальная революция

Журналисты обожают подсчитывать те немалые суммы, которые администрации различных регионов тратят на оснащение сотрудников роскошными автомобилями. Видимо, скоро настанет черед рассказывать о грандиозных бюджетных тратах на закупку велосипедов.

Шутки шутками, а мэр Сочи Анатолий Пахомов в конце апреля заявил, что не только пересадит весь город на велосипеды, но и потребует, чтобы именно чиновники первыми отказались от бензинового транспорта. В доказательство серьезности намерений г-н Пахомов лично оседлал двухколесную машину и даже проехал пару десятков метров под прицелом телекамер.

Конечно, можно предположить, что известный своей эксцентричностью глава южного города просто слегка перегрелся на работе. Если бы не тот факт, что практически одновременно с ним любовь к велосипедам овладела многими чиновничьими умами. Скажем, кемеровская администрация не решилась проводить эксперимент на себе. Зато охотно опробовала новый подход к решению транспортных проблем на милиционерах. Город выделил деньги на закупку нескольких десятков горных велосипедов для постовых. «В парках, городских садах и пешеходных зонах запрещено нести службу на автомобилях. А целыми днями на ногах – не каждый выдержит», – объясняют выбор «горной» техники представители местного УВД.

Не удержались и в Ростове-на-Дону. Городская администрация подошла к делу масштабно, созвав рабочую группу из экспертов и ученых. В итоге общими усилиями Ростов решили разбить на велосипедные зоны. Вдоль тротуаров проложат десятки километров велодорожек, которые оборудуют парковками и заездными карманами. В мэрии уверены, что это спасет от пробок. «В час пик движение в Ростове практически парализуется. Автомобили идут со средней скоростью 5 км/ч, тогда как маневренный двухколесный транспорт – значительно быстрее», – объясняет начальник отдела организации дорожного движения г. Ростова Павел Цыганок.

Сходные идеи осенили нынешней весной власти Петербурга, Уфы, Челябинска, Новосибирска… С чего чиновники так полюбили велосипеды? Оказывается, это не только попытка спастись от транспортного коллапса, но и реакция на изменившиеся экономические условия. Все слышали о бурном росте автопрома, который начался после 2000 года. Но только эксперты знают, что в те же годы шла ураганная «велосипедизация» страны. По данным официальной статистики, в 2000 г. в России продали 1,2 млн. велосипедов, а в 2008 г. – уже более 2,5 миллиона. Хотя специалисты уверены, что Росстат сильно ошибается, и называют более впечатляющие цифры: за год расходится от 4 до 5 млн. велосипедов. Всего же в стране более 100 млн. двухколесных машин – по одной на каждого совершеннолетнего жителя.

Правила игры

Проблема в том, что эта растущая армия велосипедов очень неуютно чувствует себя на дорогах. Ездить банально негде. Дело в том, что, согласно Правилам дорожного движения, в городах велосипедистам запрещено кататься по тротуарам и в пешеходной зоне. Можно выезжать на трассу – на расстояние не более 1 м от правого края. Но это сопряжено с огромным риском попасть под колеса. Подсчитано, что на трассе риск угодить в ДТП у велосипедиста в пять раз выше, чем у водителя легкового автомобиля.

Кроме того, для велосипедов предназначены специальные дорожки. Но в наших городах они – такая же редкость, как монорельсовые пути. Вот символичный факт: в Сочи, где мэр так полюбил педали, нет ни одного километра велодорожек. «В Хельсинки с населением 1 миллион человек – насчитывается 2 тысячи км велосипедных дорожек. В самом велосипедном городе нашей страны – Питере – таковых… 1,5 километра», – добавляет председатель общественного движения «Велосипедисты России» Олег Панкратьев.

В общем, нам далеко до велосипедных стран, таких как Дания, где треть населения спокойно едет на работу, крутя педали. Явно мы не дотягиваем до Швейцарии, в которой количество мест на велосипедных парковках превышает число жителей страны. Что уж говорить про Колумбию, где по выходным половину дорожных полос закрывают для автомобилей и открывают для велосипедистов. Поэтому вся страна выезжает кататься в свое удовольствие.

Но главное – российские ПДД крайне не дружественны к велосипедам. Например, в них отсутствует пункт, который есть в европейских и американских правилах. По нему автомобиль обязан пропускать велосипеды на нерегулируемых перекрестках.

Вообще-то нельзя сказать, что наше ГИБДД не замечает велосипедистов. Наоборот, инспекция открыто называет их… «двухколесной угрозой». А потому делает все, чтобы от них избавиться. О любви дорожной милиции к педальному транспорту свидетельствует такой факт. Недавно руководство Красноярской ГИБДД решило, что велосипедисты ухудшают статистику ДТП. К досаде инспекции оказалось, что никаких законных рычагов воздействия на них нет. Тогда сотрудники ГИБДД обратились к велосипедистам через местные СМИ с просьбой… «исчезнуть с проезжей части». Другой пример: огромный отрицательный резонанс, который получила идея главы МВД Рашида Нургалиева заставить велосипедистов получать госномера. Надо сказать, таких порядков нет ни в одной стране мира…

В общем местные власти могут и должны строить дорожки и парковки. Это важно, но одного этого не достаточно. Велосипед так и останется экзотическим видом транспорта, пока не изменится отношение гаишников, и они не перестанут шарахаться от проезжающих мимо сторонников здорового образа жизни.