Кто лежит в Мавзолее и стоит у кинотеатра «Полярный»?

Если разбудить среди ночи любого из рождённых в СССР и получавших образование в советской школе и спросить, с чем ассоциируется дата 22 апреля, ответ будет однозначным: «Это день рождения Владимира Ильича Ленина». Именно в этот день много лет тому назад большинство из нас принимали в пионеры (проштрафившиеся получали галстук «вторым эшелоном» 19 мая). Именно в этот день проводили линейки, построения, строевые смотры и конкурсы советской патриотичес­кой песни. Именно в этот день школьники приходили в классы не в повседневной, а в парадной форме и особенно торжественно клялись быть всегда готовыми к борьбе за дело Коммунистичес­кой партии Советского Союза. Да, было время!

В канун очередного дня рождения вождя мирового пролетариата корреспонденты «ХВ» решили выяснить, что же знают о Ленине дети, никогда не имевшие гражданства СССР. Мы отправились в школы Кировско-Апатитского района, чтобы пообщаться на эту тему с учениками, и получили довольно любопытные результаты.

«Революционер и правозащитник»

Опрашивать учеников пятых – шестых классов было особенно интересно по той простой причине, что они в силу возраста не помнят не то что СССР, а даже времена, когда президентом России был Борис Ельцин. Но про Ленина, как оказалось, знают, хотя многие фразы 11–12-летних мальчиков и девочек у более старшего поколения ничего, кроме смеха, не вызывают. «Владимир Ильич Ленин возглавлял войну и одержал победу, но он погиб от ужасной боли», – пишет юный кировчанин. «Ленин был добр к детям», – резюмирует его одноклассник. «Его друзьями являлись такие люди, как Сталин и Феликс Эдмундович», – проявляет довольно глубокую эрудицию третий.

В головах апатитчан того же возраста – самая настоящая каша. «Ленин – человек, который изменил судьбу страны. Он прекратил революцию, когда страна была на грани развала», – сообщает нам апатитский пятиклассник. «Он правил страной в годы войны и шёл к коммунизму», – добавляет второй школьник. «Ленин правил Мос­квой пос­ле Великой Отечес­твенной войны, но я слышала, что его фамилия не настоящая», – сомневается ученица одной из апатитских школ.

Про то, что вождь пролетариата после смерти не был похоронен, знают почти все. «Ленин был лысый. Его застрелили. Знаю, что его мажут кремом, чтобы он не гнил. Я видел его памятники, был у него на Красной площади, и ещё он был признан в СССР», – рассказывает шестиклассник из Кировска. «Ленин родился в Ленинграде (О как! – Авт.), но его мумия лежит на Красной площади в Москве», – поясняет его апатитская ровесница. «Он был президентом России, выдающимся революционером и правозащитником, ему специально после смерти построили пантеон», – добавляет ещё один ученик шестого класса. Кстати, слово «президент» в ответах встречается особенно часто, включая такие нелепые для нас сочетания, как «президент ЦК КПСС» или «президент Москвы».

«Был коммунистом, и это его погубило»

Школьники старшего возраста знают о Владимире Ильиче гораздо больше и зачастую, отвечая на вопрос, излагают вполне достоверные сведения. «Ленин в 1917 году в конце октяб­ря был избран председателем СНК РСФСР, принимал участие в съездах рабочих и солдатских депутатов, являлся сторонником большевиков. В 1922 году был избран руководителем ЦК. Умер 21 января 1924 года, похоронен в Москве в Мавзолее», «Владимир Ильич Ульянов умер в 1924 году. Он перевернул историю, сверг монархию в марте 1917 года. Был образованным человеком», «Был вождём СССР. В его честь назвали лампочку», – довольно точно описывают исторические события кировские девятиклассники. «Участвовал в создании Союза борьбы за освобождение рабочего класса и был за это арес­тован», «Ленин придумал способ, как обмануть тюремщиков: он писал письма на бумаге молоком, а когда его соратники нагревали их над огнём, буквы проявлялись», «Ленин придумал газету «Искра», из которой возродилось пламя мировой революции», – дополняют картину апатитчане. Часть опрошенных хорошо осведомлена о том, что Ленину принадлежит крылатая фраза «Учиться, учиться и ещё раз учиться», многие в курсе, что Володя Ульянов родился в Симбирске, позже переименованном в Ульяновск.

Казалось бы, можно радоваться: дети довольно хорошо знают историю. Можно, но не за всех. В ответах вроде «Ленин стоит в Кировске» или «Ленин стоит у кинотеатра “Полярный”» присутствуют элементарные стилистические ошибки: ребята неосознанно путают самого Владимира Ильича с памятником. Очень много школьников почему-то написали, что Ленин «был лысый, с кепкой и курил трубку», явно взяв последнюю деталь с портрета Сталина. Эти ошибки можно понять. Но порой встречаются такие перлы… «Был коммунистом, и это его погубило», «Рано умер от сифилиса», «Ленин построил в тридцатые годы АНОФ-1 в Кировске, за это ему поставили памятник», «Подписал в 1991 году акт о распаде СССР в Беловежской пуще» – и такое, оказывается, думают наши дети про историю своей страны!

Школьники тянутся к информации, иначе не было бы и этих курьёзов про Ленина и Беловежскую пущу, вопрос лишь в том, как и откуда они её получают. Один из кировских шестиклассников написал открытым текстом: «Телик только по выходным смотрю, книг не читаю, родители ничего не рассказывают, поэтому ничего не знаю!» И это – камень в ваш огород, уважаемые взрослые. Может, стоит выделять в неделю хотя бы пару часов, чтобы поведать детям об истории страны? Ну, по крайней мере, про ту её часть, про которую вы можете рассказать?

Ведь иначе уже через пару десятков лет наши внуки будут искренне верить, что Гитлер в 1945 году победил Горбачёва во вьетнамских джунглях…