Какая страна — такие дороги

Две самые известные беды России, похоже, слились в один протяжный вой. И теперь беда стала на всех одна — дураки на дорогах. Любопытно, что если количество автодорожных трасс с твердым покрытием в стране катастрофически уменьшается (за десять лет — минус 50 тыс. километров), то не быстрых разумом «мильтонов» на них становится все больше. Казалось бы, что с увеличением количества инспекторов порядок на автострадах должен только улучшаться. Но, увы, все происходит с точностью до наоборот… Наверное, потому, что гаишники на трассах занимаются несколько иным делом.

Еще в давние времена была популярна такая загадка: какой осёл может прокормиться на асфальте? Ответ знала вся страна — любой, если он одет в форму инспектора ГАИ. Не знаю, насколько это достоверно, но говорят, что один страж порядка как-то написал заявление своему начальству: «В связи с трудным материальным положением, прошу выдать дорожный знак «Кирпич» сроком на три дня».

Понятно, что и сегодня российская автоинспекция рассматривает дороги как свой личный актив. И работает она вовсе не столько для того, чтобы повысить уровень безопасности на дорогах, сколько для повышения уровня личного благосостояния (кстати, любой желающий может спокойно купить права!). В результате смертность на российских трассах чрезвычайно высокая. А на прошлой неделе случилось сразу несколько крупных ДТП — под Ростовом погиб 21 человек, под Новосибирском — 8 погибших. Самая ужасная автокатастрофа — ростовская, там столкнулись бензовоз и пассажирский автобус.

Президент России Дмитрий Медведев, выразив соболезнования родным и близким погибших, дал поручение прокуратуре и Министерству внутренних дел разобраться в причинах трагедии. Он особенно подчеркнул, что это вовсе не частный случай, а система: «Речь идет и о том, — заявил он, — чтобы дороги приводить в порядок, но, на мой взгляд, вот такого рода абсолютно невозможные события случаются далеко не потому, что дороги такого безобразного качества. Это составляющая, но это еще и следствие того, каким образом осуществляется контроль на дорогах, и следствие расхлябанности, преступной разболтанности участников дорожного движения».

Не знаю, известна ли президенту причина, по которой в России любят ремонтировать дороги, но не строить их? Все очень просто — на «реставрации» можно больше своровать. Поэтому на ремонт существующих дорог государство тратит в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых. Но и на строительстве шоссе наши мастера воруют тоже нехило. Сравните, сегодня, по официальным данным, 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в $2,9 млн., в Бразилии — в $3,6 млн., в России же — в $12,9 млн.!

И, к сожалению, президент не знает или предпочитает не знать еще одну причину трагедий на дорогах. Но если бы он почитал информационные ленты, то заметил, что за последнее время участились наезды высокопоставленных чинов на людей, особенно представителей силовых структур. Причем, почти всем из них удалось избежать наказаний. Вот самый яркий пример: пьяный следователь следственного комитета Московской области Александр Маз сбил на дороге 52-летнюю женщину Софию Федорову, которая от полученных ран скончалась.

Приговор суда был «чрезвычайно жесток»- два года! Да еще условно. И это несмотря на то, что Маз был пьян, ехал на машине без номеров и пытался скрыться с места происшествия. Но суд принял во внимание не эти обстоятельства, а совсем другое — семья погибшей… простила преступника. Сын сбитой насмерть женщины так и сказал: «Ко мне приезжала мать Маза. Она возместила моральный и материальный ущерб. Претензий больше не имеем».

Я не знаю, как можно детям возместить материальный ущерб от убийства матери. Если это можно, то морального вреда они не понесли вовсе. Но российское правосудие еще раз подтвердило, что законы в России имеют избирательное применение. А разве отсутствие судебной власти не является одной из причин дорожных катастроф?

…Великая французская революция 1789 года отменила ряд сословных привилегий, в том числе и право знати на преимущественный проезд по дорогам. А Россия еще до этого не доросла. Не может же быть такое, чтобы дороги отличались от жизни. Поэтому для знати у нас выделено — двумя сплошными линиями — пространство для преимущественного проезда, который обеспечивают еще и лучшие кадры автоинспекции. Тысячи разных «мигалок» и спецномеров терроризируют проезжую часть, доводя водителей до исступления.

И это тоже одна из причин ДТП.