Как Ядерный распад

Одна из ключевых проблем, с которой в ближайшее время столкнется человечество, – истощение запасов нефти и газа как энергетической основы цивилизации. Развитие ядерной энергетики и атомного машиностроения дает возможность решить эту острейшую проблему.

Понимая это, президент США Барак Обама призвал отказаться от ранее введенных ограничений на создание АЭС и приступить к их массовому строительству. До этого в самих США их было построено 103. Во Франции 59 АЭС вырабатывают 76% электроэнергии. Китай планирует в короткие сроки построить 100 АЭС. Планируется строительство АЭС и в странах Азии, Африки, Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока.

Наша страна являлась лидером мировой атомной энергетики и до сих пор имеет прорывные технологии в этой области. Однако после 1991 года строительство новых АЭС было прекращено. Сегодня ошибочность этого решения стала очевидной. Президент РФ Д.Медведев в числе приоритетных направлений модернизации России назвал и ядерную энергетику.

Недавно состоялся запуск второго блока Ростовской АЭС. На этой церемонии присутствовал председатель правительства РФ В.Путин. Непонятно, однако, почему премьеру не показали в Волгодонске гигант атомной индустрии Атоммаш, находящийся всего в 14 километрах от АЭС. Кстати, эта станция была построена в том числе и для обеспечения Атоммаша электроэнергией.

Между тем состояние отечественного атомного машиностроения продолжает вызывать тревогу. В частности, большой интерес вызвала публикация 14.01.2010 в газете «Советская Россия» статьи Валентина Абрамцева «Атоммаш уже не наш?». На эту же тему 04.02.2010 в статье «Ни атома эффекта» обстоятельно высказался бывший заместитель министра энергетического машиностроения СССР Валерий Першин. Ему более, чем кому-либо другому, известна «родословная» уникального производственного объединения Атоммаш, построенного в Волгодонске Ростовской области, так как с 1978 по 1986 год он был одновременно и генеральным директором этого гиганта атомной индустрии. В.Першин привел данные об Атоммаше, которые сегодня предпочитают всячески замалчивать.

О том, что строительство такого предприятия было под силу только мощному государству, обладающему научно-техническими достижениями в атомной промышленности. Понимая значение для государства такого предприятия, как АООТ «Атоммаш», и учитывая общественный резонанс в отношении его судьбы, депутат Государственной думы РФ А.Лисицын 25.12.2009 направил председателю правительства РФ В.Путину письмо с просьбой провести расследование банкротства Атоммаша на основе аудиторской проверки Счетной палаты РФ и вынесенного ее коллегией Постановления от 22.02.2002 за №6(289). Это письмо было разослано надлежащим ведомствам.

Полученные ответы выявили много интересного и странного в позициях госорганов по вопросам защиты государственных интересов. Причина двойственности позиций чиновников понятна. При объективном расследовании процесса банкротства гиганта атомной промышленности неизбежно вскроются негативные факты деятельности ряда должностных лиц, некоторые из которых и сегодня занимают высокие должности в госорганах или перешли в высокодоходные коммерческие структуры.

Государственная корпорация Росатом, возглавляемая С.Кириенко, заняла явно двойственную позицию. С одной стороны, она как бы «разделяет обеспокоенность» судьбой Атоммаша, а с другой стороны – не желает возвращаться к вопросу об обстоятельствах его банкротства, ссылаясь на то, что по Арбитражно-процессуальному кодексу РФ Росатом не имеет права обращаться с заявлением о пересмотре решения суда о признании АООТ «Атоммаша» банкротом.
При этом руководство Росатома посчитало нужным сообщить другим госорганам «свое мнение», что у них якобы тоже нет права инициировать пересмотр решения Арбитражного суда Ростовской области из-за истечения сроков пересмотра судебных актов, вступивших в силу. Кроме того, истечение сроков давности якобы препятствует пересмотру решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам, даже если при проведении уголовного расследования будут раскрыты преступные действия конкретных лиц в ходе банкротства Атоммаша.

Росатому как госкорпорации следовало бы добиваться возвращения государству его собственности, так же как и Росимуществу, имеющему полномочия по распоряжению госимуществом. Поэтому оправдание функционерами Росатома деяний против государства и его собственности (в частности, в отношении принадлежавших государству 30% акций АООТ «Атоммаш») юридически некорректными ссылками на истечение сроков давности является, по нашему мнению, подтверждением их желания закрыть проблему незаконности банкротства Атоммаша и присвоения его имущественного комплекса «заинтересованными» лицами.
В результате комбинаций этих лиц имущественный комплекс Атоммаша вместе с другими предприятиями группы «Энергомаш» в Барнауле, Белгороде, Екатеринбурге, Чехове, Энгельсе оказался принадлежащим компании Energomash UK Ltd, зарегистрированной в Великобритании. Компания имеет мизерный уставный капитал в 158 тысяч долларов США. И это при том, что стоимость российских промышленных предприятий, принадлежащих ей, – десятки миллиардов долларов. Более 90% акций компании принадлежат гражданину России А.Степанову – бывшему арбитражному управляющему АООТ «Атоммаш», непосредственно участвовавшему, как нам представляется, в его банкротстве, захвате имущества и ликвидации.

При попустительстве коррумпированных чиновников государству нанесен огромный ущерб, а функционеры Росатома ссылаются на отсутствие у государства полномочий и прав, чтобы найти и наказать виновных. Что это, некомпетентность должностных лиц или их заинтересованность?

В отличие от Росатома, Минэкономразвития России в письме в Госдуму РФ от 11.02.2010 высказало более конструктивную позицию. В частности, в письме сообщается, что в связи с лишением государства 30% и одной «золотой акции» АООТ «Атоммаш» прокурор вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных государственными предприятиями и о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В случае, если суд признает недействительными сделки, связанные с получением кредита и продажей имущества Атоммаша, то решение о признании его банкротом может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам.

Функционеры Росатома игнорируют то, что срок исковой давности по особо тяжким преступлениям против интересов государства (15 лет) еще не истек. Более того, течение сроков давности по делу о банкротстве АООТ «Атоммаш», по существу, и не начиналось, поскольку все попытки возбудить уголовные дела пресекались на основе фальсифицированных документов, а результаты проверки Счетной палаты РФ скрывались. Именно поэтому необходимо, чтобы Следственный комитет при прокуратуре РФ провел независимое расследование банкротства Атоммаша с использованием материалов Счетной палаты РФ, проводившей проверку по поручению Государственной думы РФ от 21.10.2000.

ОАО «Энергомашкорпорация» (участвовавшее в банкротстве АООТ «Атоммаш» в пользу ОАО «ЭМК-Атоммаш»), получив вместе с другими предприятиями группы «Энергомаш» кредиты на сумму свыше 30 миллиардов рублей под развитие производства, использовало их по усмотрению «заинтересованных» лиц. Значит, кредиты изначально не предназначались для финансирования предприятий, под активы которых они выдавались.

Большая часть целевых кредитов была выдана Сбербанком России. Как ни странно, но именно должностные лица Сбербанка (с контрольным пакетом акций у государства) и Росатома оказались не заинтересованными в расследовании банкротства АООТ «Атоммаш». По-видимому, это связано с тем, что «заинтересованные» лица решили обезопасить себя и обанкротить в своих же интересах уже и само ОАО «ЭМК-Атоммаш» (с имущественным комплексом Атоммаша), входящее с ООО «Энергомаш – Атоммаш» в группу предприятий «Энергомаш». При этом государству снова будет нанесен огромный экономический ущерб.

Генеральная прокуратура РФ в своем ответе от 01.02.2010 в Госдуму РФ сообщила, что по факту банкротства Атоммаша Следственное управление при УВД по Волгодонску провело проверку. Но УВД не приняло во внимание материалы Счетной палаты РФ, поэтому постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено и назначена дополнительная проверка. Однако и она не дала никаких результатов, что свидетельствует о необходимости независимого и тщательного расследования дела о банкротстве АООТ «Атоммаш». К сожалению, Генпрокуратура России и Минэкономразвития России по-разному трактуют смысл статьи 52 АПК РФ. Это на руку «прихватизаторам» и их пособникам из правоохранительных и судебных органов, которые толкуют законодательство в своих корыстных интересах.

Искусственное банкротство уже самой группы предприятий «Энергомаш» тщательно организовано при участии остающихся в тени «покровителей», пока недосягаемых для правоохранительных органов России. Путем хитроумных схем и комбинаций ликвидные активы группы «Энергомаш» и взятые под них огромные кредиты фактически уводятся из-под контроля государства.

У компетентных органов накопилось немало информации по деятельности группы «Энергомаш». Но пока остается без ответа вопрос: какой государственный орган и кому конкретно будет предъявлять судебный иск за умышленное банкротство АООТ «Атоммаш» и нанесение государству огромного ущерба, если будет «искусственно обанкрочена» группа предприятий «Энергомаш» и уведены из под ответственности его «фактические собственники»?

Следственному комитету при прокуратуре РФ и его Следственному управлению по Ростовской области в расследовании банкротства АООТ «Атоммаш» следует использовать материалы и квалифицированную помощь Счетной палаты РФ. Только совместные действия должностных лиц, действительно заинтересованных в объективном расследовании, позволят привлечь к ответственности преступников, виновных в нанесении многомиллиардного ущерба государству, Атоммашу и тысячам акционерам.

Но приходится задавать, казалось бы, очевидные вопросы. Кто, как не государство, должен пресекать преступления, совершенные против самого же государства? Почему должностные лица, обязанные защищать интересы государства, всячески уклоняются от принятия мер для восстановления торжества закона и справедливости? Почему чиновники более десяти лет правдами и неправдами препятствуют пересмотру дела о банкротстве АООТ «Атоммаш», давая возможность его имуществу переходить из рук в руки якобы добросовестных приобретателей? И зачем таким чиновникам бороться с коррупцией, если никто не принуждает их исполнять закон?

Умышленное банкротство флагмана отечественного атомного машиностроения АООТ «Атоммаш» является, по нашему мнению, злодеянием против государства, не имеющим аналогов по своим масштабам. Речь идет о национальной безопасности страны, поэтому для принятия надлежащих жестких мер необходима политическая воля высшего руководства России.

Депутаты Государственной думы РФ:
Анатолий ЛОКОТЬ, Вадим СОЛОВЬЁВ, Василий ШЕСТАКОВ.