Как священнослужители относятся к Ленину?

ВЦИОМ провел опрос с целью выяснить, как воспринимается в массовом сознании фигура В.И.Ульянова-Ленина. Как оказалось, его личность мало у кого вызывает сильные чувства; преобладает сдержанно-уважительное отношение к этому человеку.

39% заявили, что фигура Ленина не вызывает у них никаких чувств. Столько же считают, что через полстолетия о Ленине будут вспоминать только историки. 34% относятся с Ленину с уважением (в 2001 году таких было 40%).

Сильные положительные эмоции — симпатию или восхищение — Ленин вызывает лишь у 12%, а сильные отрицательные (неприязнь, страх, отвращение) – всего у 8%.

При этом для 41% русских сохранение Мавзолея с телом Ленина на Красной площади является неправильным и противоестественным. Правда, 37% опрошенных не видят в этом ничего плохого, полагая, что Ленин уже давно превратился в туристический объект, а 15% считают, что тело вождя по праву находится на главной площади страны.

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать эти данные.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко назвал Ленина «одной из самых демонических фигур мировой истории, сравнимой разве что с Гитлером».

«Но вот Мавзолей вызывает у меня сложные чувства. С одной стороны, «вождю мирового пролетариата», конечно, не место у кремлевской стены. С другой стороны, сам Мавзолей как памятник архитектуры — гениальное сооружение Щусева, одного из лучших архитекторов XX века. И это один из самых мощных памятников русской трагедии и революционного кошмара ХХ века», — сказал он.

«Конечно, все уже привыкли к присутствию этого сооруженя на Красной площади, но все-таки на сердце стало бы легче, если бы его там не было. Но должно, видимо, смениться целое поколение, которое вытеснило бы в опросах ту значительную часть, относящуюся к Ленину положительно. У нового поколения отношение к Ленину будет уже как к какому-нибудь жуткому египетскому фараону, и все, что с ним связано окажется уже в далеком прошлом, представляющем только исторический интерес», — считает отец Борис.

«Мне кажется, этот опрос ВЦИОМ показывает, что исторические раны уже постепенно зарубцовываются», — заключил он.

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, также высказался о Ленине очень жестко. «Человек, который всю сознательную жизнь руководствовался только чувством мести и ненависти ко всему русскому, положительных эмоций вызывать не может. И вот даже тело его стало предметом кощунственных экспериментов, и земля его не принимает. Представить более противоестественное как с культурной, так и с религиозной точки зрения сооружение на русской земле, чем этот мавзолей, невозможно», — сказал он.

«Столь значительный процент опрошенных, положительно относящихся к Ленину, объясняется, по-моему, все еще очень сильным влиянием советской ленинианы на массовое сознание. По-настоящему правдивый, исторически достоверный образ Ленина удалось создать, наверное, только А.И. Солженицыну в «Красном колесе». Но, к сожалению, люди мало интересуются отечественной историей и во многом руководствуются еще советскими стереотипами», — добавил отец Олег.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, считает, что данные опроса ярко характеризуют наше общество.

«Эти цифры свидетельствуют, по-моему, о том, что наша система образования и средства массовых коммуникаций создают у большинства наших соотечественников представление о Ленине, очень далекое от исторической правды», — сказал он.

«Речь, в первую, очередь, должна идти о том, что наши соотечественники не располагают достоверными историческими фактами. Представление о Ленине, которое было сформировано у наших бабушек и дедушек еще в советское время, благополучно передается из поколения в поколение. Да и в современной школе это представление мало изменилось», — отметил отец Александр.

«Так, например, все знают о фашистских концлагерях, почти все сейчас уже знают и о сталинском ГУЛаге. Но до сих пор мало кто знает, что первые концлагеря создавались еще в 1918 г. по указу Ленина. И подобных фактов — множество. Так что результатты опроса — это явный упрек нашей системе образования и СМИ», — заключил он.

Клирик храма Воскресения Христова (Трех Исповедников) г. Твери, священник Георгий Белодуров также отнес себя к тому меньшинству, что относится к Ленину неприязненно.

По словам священника, «итоги опроса показывают, что на сегодняшний день в России растет количество людей, так называемых «пофигистов», у которых личность Ленина не вызывает никаких чувств. И это безразличие касается не только его: оно же распространяется и на историю вообще, и на культуру, и на Православную Церковь».

«Все это, — продолжил он, — объяснить можно только так: в большинстве своем наши современники помнят только то, о чем им все время твердят. Поскольку о Ленине со времен перестройки говорят мало, он им и не интересен».

«Что касается Мавзолея, то считаю его абсолютно лишним. Однако чем старше я становлюсь, тем меньше меня волнует его судьба», — заключил отец Георгий.

«Для поколений, которые выросли в СССР, личность Ленина и Мавзолей дороги. Однако людей, уважительно относящихся к советской идеологии, с каждым годом все меньше и меньше. Именно этим и объясняется процентная разница в итогах опросов 2001 года и текущего. Сегодня о Ленине мало говорят и на школьных уроках, и на лекциях в университетах. Современная молодежь в своем большинстве не знает даже, кто это такой. Поэтому не стоит удивляться, что о нем через пару десятков лет будут вспоминать только историки», — сказал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.

«Что касается Мавзолея, то я присоединяюсь к 41% опрошенных россиян, которые считают, что он не должен находиться на главной площади страны. Эпоха Ленина прошла, сегодня ему уже практически никто не поклоняется», — подчеркнул муфтий.

«Для меня имя Ленина ассоциируется с разрушением Российской Империи, с пролитием крови, в том числе и братской, с гонениями на религию. Он не вызывает у меня никаких симпатий. Его тело должно быть предано земле, а от Мавзолея не должно остаться ни следа», — подытожил Анас-хаджи.

Нисколько не удивился результатам проведенного ВЦИОМ опроса первый заместитель председателя, управляющий делами Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) епископ Константин Бендас.

«Результаты проведенного соцопроса закономерны и легко объяснимы. С одной стороны, в России по сей день живут представители того поколения, для которого Ленин, социализм и стремление к коммунизму являются смыслом и основой жизни. С другой же стороны, для современной молодежи Ленин – это страничка истории, причем, отдаленная, поэтому личность этого человека ничего не значит для них», — сказал он.

«Что касается меня, то я готов признать Владимира Ильича Ульянова как личность, которая действительно очень сильно повлияла на историю всего мира. Но только оцениваю я это влияние в основном отрицательно, поскольку большевистский террор по отношению к Церкви не может вызывать уважения. Ленинизм породил сталинизм — гигантскую машину истребления российского народа», — подчеркнул епископ.

По его словам, «Ленин, безусловно, — это историческая личность, и не более того. На мой взгляд, его тело в Мавзолее, да и сам Мавзолей необходимо оставить, пока у нас живы последние ветераны Великой Отечественной, у которых личность Ульянова вызывает восхищение».
«Кстати вот кого надо уважать!», — добавил Константин Владимирович, имея в виду ветеранов.