Качиньского могли преднамеренно взорвать

Следствие по авиакатастрофе под Смоленском не исключает «человеческий фактор» и диверсию на борту лайнера Леха Качиньского.

Польские следователи обнародовали четыре предварительные версии авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля, в которой погибли президент Лех Качиньский и его супруга Мария, а также ряд польских государственных, военных и общественных деятелей.

Об этом говорится в совместном заявлении Генеральной прокуратуры и Главной военной прокуратуры Польши.
В качестве первой версии рассматриваются возможные технические неполадки, которые могли возникнуть из-за ошибок, допущенных при строительстве лайнера или последующем его обслуживании. Кроме того, не исключено, что неполадки могли возникнуть непосредственно во время полета.

Вторая версия связана с «человеческим фактором». Следователи не исключают, что ошибки мог допустить экипаж президентского лайнера.

Согласно третьей версии, озвученной правоохранительными органами, лайнер мог рухнуть из-за неудовлетворительной организации полета, недостаточного обеспечения безопасности, в том числе со стороны польских или российских наземных служб.

Четвертая версия подразумевает вмешательство так называемых третьих сторон — диверсию или террористический акт.

В прокуратуре Польши отметили, что на сегодняшний день нет никаких свидетельств, указывающих на то, что катастрофа президентского лайнера была вызвана техническими проблемами. Известно также, что экипаж прошел всю необходимую подготовку, при этом пилоты хорошо знали русский язык, следовательно, нет оснований говорить о том, что пилоты не поняли российских диспетчеров.

Одновременно с этим стали известны подробности рапорта временно исполняющего обязанности начальника ВВС Польши, генерала Кшыштофа Заленского на имя польского премьер-министра Дональда Туска. В обнародованном документе, в частности, говорится о том, что лайнер Качиньского вылетел из Польши на час позже изначально предложенного военными времени. Из-за потерянного часа у летчиков не было времени для кружения над аэродромом в ожидании улучшения погоды.

Ранее главный военный прокурор Польши, полковник Кшиштоф Парульский объявил, что в распоряжении его ведомства получены первые результаты расшифровки самописца, установленного в кабине пилотов разбившегося под Смоленском Ту-154.

«Приняв во внимание, что скорость приземляющегося самолета составляет 150-180 метров в секунду, получится, что за 3-5 секунд до катастрофы пилоты уже знали, что ее избежать не удастся», — заявил военный прокурор. Пан Парульский не сообщил, успели ли пилоты сообщить о происходящем высокопоставленным пассажирам. Последние слова летчиков «были драматическими», — пояснил полковник Парульский.

Эксперты отмечают, что авиакатастрофа под Смоленском породила страх к российским самолетам. 73 французских туриста, отправлявшихся в Египет из Довиля, отказались продолжать полет на самолете «Туполев» авиакомпании Cairo Aviation.

Причиной отказал послужило опасение, что они могут стать жертвой авиакатастрофы, подобной той, в которой погиб президент Польши Лех Качиньский. О том, на какой именно модели самолета летели туристы, не уточняется. По словам самих пассажиров, полет из Довиля в Бордо прошел для них в крайне напряженной обстановке.

«Спинки сидений не держались, корпус самолета дрожал и вибрировал, на потолке салона набухли капли воды, постоянно раздавались непривычные подозрительные шумы», — заявил один из пассажиров.

Кроме того, членам правительства Болгарии запрещено использовать правительственный борт до завершения расследования крушения, в котором погиб глава Польши.

На самом деле использование российских самолётов Ту-154 было запрещено ещё 1 апреля по другим причинам, однако катастрофа, унесшая жизни польской высокопоставленной делегации, вызвало дополнительные опасения у болгарских властей.

Самолет, сделанный в России, используется в Болгарии более 20 лет. Всего же подобных бортов в Европе четыре. Один в Болгарии, один в Словакии и два в Польше, один из которых разбился под Смоленском.

Что же касается запрета, то разрешение на использование Ту-154 закончилось у болгар еще в октябре прошлого года. Но было продлено после технического осмотра в Москве. Однако 1 апреля Управление гражданской авиацией Болгарии запретило полеты на этом самолете, так как пилоты не имели достаточного количества летных часов.