Израиль станет козлом отпущения египетской демократии

У Израиля есть все шансы превратится во врага № 1 «нового демократического Египта», независимо от того, кто встанет у руля самой населенной страны арабского мира.

Падение Мубарака развязало языки многим специалистам по Египту, которые раньше предпочитали скромно молчать и не упоминать активной пропаганды антисемитизма и ненависти к Израилю, которой на протяжении десятилетий занимались египетские власти.

Анвар Садат, «архитектор» Кэмп-Дэвидского мирного соглашения, рассматривал «исторический прорыв» в качестве тактической уловки, позволившей ему вернуть, без единого выстрела, оккупированный Синай и получить безбрежную американскую материальную помощь. Израиль после Кэмп-Дэвида, с точки зрения Садата, «сжался» и «приблизился к его естественным размерам».

Израильский историк профессор Эфраим Карш еще в 2002 году дал следующую оценку преемнику Садата – Хосни Мубараку: «Мубарак пестовал культуру ядовитого антисемитизма в Египте – культуру, приверженцем которой, очевидно, он являлся сам. В 1991 году. выступая в Каирском университете, Мубарак злорадно рассказывал о «великой египетской победе в Кэмп-Дэвиде»: «Против нас стояли самые интеллигентные люди Земли, люди, контролирующие мировую прессу, мировую экономику и мировые финансы. Нам удалось заставить евреев сделать то, что нам нужно, – вернуть наши земли, до последней песчинки. Мы их надурили, и что они получили взамен? Договор! Кусок бумажки, которая не стоит ничего! Мы создали сложный механизм, который контролирует и сводит к минимуму возможности евреев». Статья Карша была опубликована в специальном журнале Commentary Magazine и осталась практически неизвестной для широкой публики.

Чувства ненависти к Израилю, евреям и сионизму являются широко распространенными среди всех слоев египетского общества, всех политических движений и религиозных деноминаций и, скорее всего, станут тем клеем, что соединит новую египетскую «демократию».

Египет при Мубараке делал все возможное, чтобы замедлить мирный процесс и не допустить нормализации отношений Израиля с другими арабскими государствами. Мубарак, таким образом, на протяжении десятилетий сохранял привилегированную позицию единственного «честного посредника» на Ближнем Востоке.

Мубарак сыграл значительную роль в крушении «второго Кэмп-Дэвида» и недопущении подписания мирного соглашения Израиля с Ясиром Арафатом в 2000 году. Опираясь на поддержку мусульманского духовенства, египетской прессы и общественного мнения, Мубарак предупредил Арафата, что его будут рассматривать в качестве «предателя» во всем арабском мире в случае, если он «отдаст Иерусалим».

Комбинация ужасающей египетской повседневности, рекордной нищеты большинства египтян и политики «минимального мира» в отношении Израиля порождает самый мрачный прогноз отношений Израиля и «нового демократического Египта».

Враждебность к Израилю, которая глубоко въелось в египетское массовое сознание, скорее всего окажется тем элементом, который сможет объединить различные оппозиционные группы и армию. Если «Братья-мусульмане» станут частью будущего правительства Египта (что совершенно не исключено), Египет может пойти очень далеко – вплоть до разрыва мирного договора.

Израильская политика в отношении Египта, и правых, и левых политиков, на протяжении длительного времени опиралась на переоценку роли мирного договора с этой страной. В Израиле ему придавалось совершенно иное значение, чем в Египте. Устранение Мубарака показало истинную картину состояния дел на южной израильской границе. Израильский военно-политический истеблишмент теперь должен подготовить любой инструмент дипломатического и военного арсенала для того, чтобы ответить на любой египетский вызов, возникновение которого – лишь вопрос времени.