Израиль: Солдаты Ветхого Завета

Как сочетается ортодоксальный иудаизм, Ветхий Завет и служба в израильской армии? Как провести военную операцию в таком сложном регионе и не нарушить заповеди Торы? Религиозный спецназ легко совмещает молитву со стрельбой.

В армейской синагоге — диспут: рядовые и командиры, поочередно занимая кафедру, откуда по субботам читается соответствующая глава Торы, увлеченно, до хрипоты спорят о соответствии ветхозаветной заповеди «Не убий» ремеслу солдата. «Но послушайте, на скрижалях у Моисея не было комментариев, там было высечено только «Не убий» без всяких «но». И при этом Моисей благословлял народ свой отвоевывать землю обетованную», — говорит военный раввин, подполковник Ицхак бен Йосеф. Он уверен, что без моральной мотивации армия превращается в банду. «Вы понимаете, в иудаизме есть принцип — сохранение души. Он выше запретов, он означает, что убивать можно, но лишь защищая свою жизнь, жизнь своих близких, жизнь своего народа», — говорит гарнизонный раввин.

В кабинете у ребе Исцхака — фотографии времен собственной срочной службы танкистом в годы Первой ливанской войны. Групповой портрет, выпуск нового курса военных ребе, свадьбы солдат и офицеров, где он именем Бога живого скреплял союз. «Вот книга, как сохранять семейные отношения, мы даем ее нашим командирам, которые из-за боевых заданий могут по 2-3 недели не видеть семьи. Мы проводим с их женами беседы и занятия. Крепкая семья — тыл нашей армии», — рассказывает бен Йосеф.

Ребе проверяет готовность жаровен для сжигания квасного на Пейсах. Военный раввин дежурит на кухне. Среди изобилия блюд обычной армейской столовой вы не найдете ни свинины, ни морепродуктов, ни крольчатины, ни совмещения мясного с молочным. Без санкции ребе на стол не попадает ничего. «Мы следим за кашрутом так, как сказано в главной книге второзаконья, чтобы не оскорблять ни религиозных чувств, ни веры наших солдат», — говорит военный раввин Мордехай Горлик.

Еще совсем недавно солдаты и вера существовали автономно. Жители религиозных районов не служили, закон предоставляет ученикам духовных училищ отсрочку, и они учились годами и десятилетиями, пока пейсы и бороды не начинали отливать серебром. Так продолжалось до тех пор, пока в Генштабе не придумали создать специальный ортодоксальный спецназ.

Они бегут с автоматами наперевес по каменистому плато Голанских высот. Их бороды и пейсы развеваются на ветру. Это особое подразделение израильской армии, религиозный спецназ — те, что легко совмещают молитву со стрельбой. Песня двухтысячелетней давности, времен Иосифа Флавия, звучит на самой границе с Сирией, где недавние выпускники религиозных школ отрабатывают операцию по нейтрализации групп диверсантов. «Мы можем все — можем проводить боевые операции в городах, используя каждый дом, как огневую точку, можем воевать в пустыне, в горах. Здесь, на Голанах, мы будем несколько дней, пока не научимся отрабатывать это задание на отлично», — рассказывает боец спецподразделения сержант Нахум Найдорф.

Боевая раскраска делает спецназовца невидимым. Эти люди, по сути, совершенное оружие — с полным боекомплектом в рюкзаке и Богом Авраама, Исаака и Якова в голове. Причем, в буквальном смысле. Это уже не военное снаряжение, спецназовец наматывает филин, выполняя заповедь Торы: «пусть имя Божие будет у тебя в голове, а дела его — в деснице твоей». «Мы молимся до и после боевых заданий, а наши ребе дают нам благословение на ратный труд. Мы все в отряде — из религиозных семей, у нас только кошерная еда, мы чтим день субботний. И в наших лагерях нет девушек-военнослужащих», — объясняет боец Яков Басовски.

Этот отряд уже принимал участие в боевых операциях, прочесывал лагеря беженцев возле Шхема, блокировал поставки оружия на палестинские территории. В результате цена на Автомат Калашникова на Западном берегу выросла на черном рынке в 10 раз. «Мы хотим доказать всем, что религиозные евреи могут не только учить Тору, но и воевать. Меня в армию благословил мой отец, он раввин, и все раввины моей иешивы пришли провожать меня», — рассказывает спецназовец Микки Вольф.

Ортодоксальный иудейский спецназ — радикальный и смелый эксперимент, который израильский генштаб признал успешным. Причем, как утверждают его бойцы, полевые раввины не ссорятся с боевыми командирами, вместе готовя очередное задание и следя за тем, чтобы во время военной операции не нарушалась ни одна из 365 запрещающих и 248 разрешающих заповедей Торы. Еще недавно в этой стране светские израильтяне воевали, а религиозные молились о победе.

В 13:00 на воинской базе часовой перерыв между занятиями по боевой подготовке. Кто-то идет в столовую, а кто-то сюда, в армейскую синагогу. Причем, идут не строем и не из-под палки. Видимо, что-то есть в этом религиозном воспитании. Нам приходилось видеть молящихся солдат и в мирное время за свитком Торы в армейской синагоге, и в дни Второй ливанской, когда хасидские общины приезжали собирать миньям прямо в расположение артиллерийских или танковых бригад. Но молитва, при всей ее важности, для раввина бен Йосефа не главное. «Главное — это принцип доброты, который мы пытаемся привнести в армию. Мы здесь как срочная моральная и социально-психологическая помощь бойцам, вне зависимости от того, иудеи они, христиане, друзы или атеисты», — говорит он.

Тора в израильской армии заменяет все пособия и справочники политработников и идеологов в форме. И оттого, наверное, только здесь есть особая уникальная боевая часть. Молодые, но уже сплошь близорукие мужчины беззвучно шевелят губами, склонившись над пергаментным свитком. На них военная форма, но из-под гимнастерки свисают белые нити Талеса. Яркий свет ламп и библиотечная тишина, головы прикрыты кипой. Перо скрипит, служба идет. Командир части Яков Друкман с гордостью разворачивает 230-летний свиток Торы, попавшей сюда из послевоенной разрушенной Европы. «Эта Тора — из Литвы, ее написали еще до польского похода Суворова. А этому свитку полтора века, его выносят в войска на траурную церемонию в День памяти жертв Катастрофы», говорит он.

Как только на карте появилось государство Израиль, в его пределы из сожженных синагог и схронов гетто Варшавы, Гданьска, Видно, Полоцка сюда хлынул поток священных текстов в дар только что созданной ЦАХАЛ — Армии обороны Еврейского государства. «Они были некошерными — то обгоревшими, то сырыми, с утраченными фрагментами текстов, их надо было спасать. И в армии создали специальную часть, теперь на наших полках 250 свитков. Мы обеспечиваем Торой все округа, все рода войск, и каждую часть», — говорит капрал Натан Фельдблат.

В эти библейские войска берут только женатых мужчин из религиозных семей, соблюдающих обряды, с рекомендательным письмом от раввина. Служба считается тяжелой, и потому продолжается в 2 раза меньше, чем в боевых частях. «Я до армии учился на софера, переписчика Торы. И моя семья гордится моей службой. Ведь это мецва — праведное дело», — говорит один из военнослужащих. У этих бойцов есть своя учебка, месячный курс, только они не маршируют, не стреляют и не сдают кросс, они подправляют стершиеся завитки букв в священных текстах, ибо в иудейской традиции свята каждая буква писания.

Свитки присланы на реставрацию из авиабазы, дислоцированной на юге страны. Утраченные буквы воссоздаются по точным образцам, предложенным им специальной компьютерной программой. Восстановленную Тору выносят в строгом соответствии с канонами — не опуская ниже пояса, водрузив на правое плечо и бережно убрав в бархатный футляр с армейской символикой. По этим свиткам читают положенные еженедельные главы в армейских синагогах. Полагая, что в этих буквах древнейшего языка, повествующего о боях c филистимлянами и ханаанцами, концентрат боевого духа для сегодняшних танкистов, десантников, летчиков, ведущих счет своим победам и поражениям еще со времен падения Иерихонских стен от рева труб армии Иисуса Навина.