Исторический портрет Мамая

В наше время принято считать, что история Средневековья сродни мифологии. Отчасти это так, но вместе с тем в различных летописях сохранилось еще немало сведений о том периоде. Наш читатель из Краснодарского края Евгений Гладилин на их основе постарался восстановить исторический портрет татарского темника Мамая.

Биографию Мамая пытались не раз исследовать, но, в конечном счете, все сводилось к повторению заезженных слов про «татарина-захватчика», что, кстати, никогда не способствовало дружбе народов многонациональной России. При этом как-то не обращалось внимания на состав его войска. А на его стороне, как утверждал Лев Гумилев, сражались поляки, крымцы, генуэзцы, ясы, касоги, волжских же татар было немного.

Еще 150 лет назад историк Е.И. Классен обратил внимание ученых на общие ошибки при написании истории и обозначении народов: в классификацию народов и национальностей ученые собирают «до кучи» все мыслимые и немыслимые признаки — религиозные, профессиональные, территориальные, производные от имен собственных полководцев, названий местностей, рек, морей и гор (топонимики). При этом ни один из ученых, за редким исключением, не говорит, как сами себя эти народы называют.

При таком подходе современный житель Краснодарского края может иметь не одну «национальность». Приведу пример: житель Таманского полуострова, омываемого двумя морями, может быть краснодарцем (по наименованию края), кубанцем-кубманом, таманцем, понтийцем (черноморцем), меотом (житель побережья Меотийского озера или болота), азовчанином (Азовское море), предкавказцем, кавказцем, горяком (жителем гор), азиатом, христианином, мусульманином, магометанином, анапчанином, синдом, казаком, арийцем, пограничником (украинцем), строителем, лекарем, пекарем, щитником (изготовителем щитов или сколотом), скифом (стрелком), кельтом (обладателем боевого топора), латником (изготовителем или обладателем лат), русом (по цвету волос), аланом, не считая фамилии, имени и отчества.

Возвращаясь к Мамаю, отметим, что все-таки есть возможность разобраться с его национальностью. Первым из современных отечественных ученых, высказавшим неожиданную гипотезу о происхождении Мамая, был Ю.А. Шилов, теперь уже украинский ученый. Он обратил внимание читателей на думы (сказания) о казаке Мамае, рассказывающие о его борьбе за сохранение древних традиций. Вот только не всем это пришлось по душе: столько столетий лелеяли идею раскола двух ветвей некогда единого народа — тюркской и славянской, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй».

Напомню некоторые моменты отечественной истории за несколько столетий до наступления пресловутого монголо-татарского ига. В 965 году киевский кнез (князь) Святослав совершил длительный поход по вассальным землям Козарии (именно так написано в сохранившихся списках с летописей, Хазарией эти земли станут стараниями поздних историков) и разрушил там несколько городов.

После разгрома Козарии часть ее населения, исповедовавшая ветхозаветный иудаизм, называвшийся караимством, под именем караимов переселилась в Готфию (Тавриду — так в те времена назывался Крым), а некоторая часть жителей ушла в Прибалтику, где успешно проживает и поныне, сохранив в чистоте древний тюркский язык. Основное же население Козарии поклонялось Солнцу.

Величались они «татара»: видимо, от тата Ра — отец Ра (Ра — древний бог Солнца, античное название Волги. — Ред.). Они также двинулись в Готфию и на Кавказ, чтобы укрыться в горной местности от истребления по религиозным мотивам. В те времена военные столкновения имели часто характер религиозных войн.

Судя по сохранившимся данным, родиной Мамая было Лукоморье — берег Русского (Черного) моря от Крыма до Днепра. Отсюда началось его восхождение по ступенькам военной лестницы, сюда же он бежал после поражения в 1380 году. Здесь или в Кафе (Керчи) нашел свое последнее пристанище, оставив в памяти народной в южнорусских землях топонимические названия — река Мамайка, Мамаев курган и многочисленные славянские фамилии. В одном документе имеются свидетельства того, что Мамай принадлежал к роду Кыйан, что позволяет считать украинским исследователям Мамая своим земляком (по другим сведениям, он происходил из знатного кипчакского рода Киятов и был женат на дочери хана Бердибека. — Ред.).

Нам неизвестно, когда родился этот человек, но мы можем предположить, что он был гораздо старше Дмитрия, которому Мамай помог занять престол великого князя по просьбе московских бояр и митрополита Алексия. Первые упоминания о Мамае в отечественных летописях относятся к 1361 году по новому летоисчислению. В тот год Мамай, полководец Алтын Урус (ханы называли контролируемую ими территорию Руси тюркскими словами Алтын Урус — Золотая Русь; понятие «Золотая Орда» появилось позднее — оно введено в оборот, видимо, монахом Иваном Глазатым в 1565 году в его историко-публицистическом сочинении «Казанская история»), поддержал юного князя Дмитрия, сына умершего Ивана II Ивановича, в борьбе за владимирский престол. В то время (1359 г.) власть великого князя досталась Дмитрию Константиновичу Суздальскому, имевшему солидную дружину и авторитет среди удельных князей. Ему ничего не мог противопоставить наследник покойного московского князя 9-летний Дмитрий Иванович.

Великая (Большая) Орда того периода уже испытывала сложные внутренние процессы. В 1361 году происходит отделение (отпад) от нее мусульманского Хорезма. В Поволжье ханы с трудом удерживают ситуацию в руках: часть населения Орды приняла христианство, но еще большая часть принимает ислам. Подобные брожения уже существуют на землях Орды от Волги до Днепра, хотя большая часть населения Орды этого района еще исповедует солнечный культ, но уже сильны позиции ислама и христианства.

В 1364-1365 годах Мамаю пришлось силой оружия доказывать суздальскому князю право малолетнего князя Дмитрия на великокняжеский престол во Владимире. Война Москвы с Суздалем завершилась победой Москвы, поддержанной отрядами Мамая. Князь Дмитрий Константинович Суздальский признал право на престол московского князя и в 1366 году выдал за него свою дочь Евдокию в знак примирения.

В этом же году отделяется от Орды мордовский князь Булат, принявший христианство. Великое Княжество Русское, Литвинское и Жемайтское (значительно позднее это название заменили на Литву) продолжает расширять свои владения и наносит поражение татарским войскам на Синих Водах. Тверь вступает в союз с этим государственным образованием и объявляет войну Москве в 1367 году, претендуя на владимирский престол (тесть Ольгерда Михаил Тверской из рода Рюрика имел немалые основания стать великим князем). В следующем году великий князь Ольгерд разбивает при Тростенском озере московские полки, усиленные татарами, и оказывается уже под стенами Москвы («первая литовщина»), но после непродолжительной осады при приближении отрядов Мамая снимает свои войска и отступает.

Начало 1371 года знаменательно для московского князя тем, что в борьбу за большую власть вмешивается также великое княжество Рязанское. Но в Москву прибывает Мамай со своими отрядами и торжественно вручает очередной ярлык на княжение Дмитрию Ивановичу, подтверждая свои симпатии московскому князю. После этого объединенные войска идут на Рязань и заставляют ее принять «руку московского князя» — стать данником Москвы, а Олега Рязанского — «подручником Дмитрия Ивановича».

В 1372 году Золотая Орда распадается окончательно на семь территорий: царство Мамая между Волгой и Днепром, Новый Сарай, бывшая Болгария на Каме, Мордовия, Ас Тархан (позднее Астрахань), Сарайчик, Крым. Правда, в Заволжских землях продолжает встречаться название Большая (Великая) Орда.

В этом же году встречаются московская и литовская рати под Любутском. После долгого стояния и переговоров, не став испытывать судьбу, оба князя заключили мир и разошлись. Следующий год известен сближением Ольгерда с митрополитом Киприаном и союзом с Олегом Рязанским.

В 1374 году нижегородцы перебили послов Мамая, а рязанцы напали на небольшой татарский отряд. В отместку Мамай направил свои войска на усмирение восставших: была взята и сожжена Рязань и несколько нижегородских поселений за рекой Пьяной. В это время Ольгерд вторгся в земли Мамая с запада. Но его вторжение было успешно отражено в конце года, и Мамай вновь направил свое войско в нижегородские земли и на город Новосиль.

Следующий год отряды Мамая проводят в ряде походов по усмирению юго-восточных нижегородских земель. Летом в Орде Мамай вручает ярлык на великое Владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому — сопернику Москвы. В ответ на это на

Тверь отправляется объединенное войско князей Северо-Восточной Руси. После восьмидневной осады Твери происходит подписание мирного договора, в котором Михаил Тверской признает себя «братом молодшим» московского князя Дмитрия, отказываясь от претензий на великое княжение и возможности вести самостоятельную внешнюю политику и торговлю.

В том же 1375 году происходит набег новгородских ушкуйников (в Новгородской и Вятской землях в XIV-XV веках участники разбойничьих экспедиций на Волгу и Каму. — Ред.) на ордынские земли от Костромы до Астрахани и поход Дмитрия Ивановича на земли волжских татар. В этих условиях становится неизбежным столкновение Мамая с усиливавшимся Дмитрием Московским, заставившим Михаила Тверского, вопреки Мамаю, отказаться от великого княжения.

В 1376 году литвины (белорусы) захватывают Галицию (Червонную Русь), и при их участии Киприан назначается на митрополичий престол в Киеве. В это же время происходит захват власти в части ордынских земель (Поволжье, Северный Кавказ, Северное Причерноморье) Тохтамышем и создание им Белой Орды. Лишив Мамая некоторых территорий, Тохтамыш становится его злейшим врагом.

В следующем году в великом княжестве Литвинском (Белой Руси) к власти приходит Ягайло, который ищет союз с Мамаем для укрепления собственной власти. Московский князь Дмитрий Иванович в свою очередь одерживает победу над золотоордынским войском мурзы Бегича на реке Воже. Это была первая крупная победа московских войск над большим войском Алтын Урус. В 1379 году Дмитрий Иванович идет с войском в западные русские земли.

Надо отметить, что в те времена существовало четкое разграничение, где русские земли, где словенские, а где московские. На протяжении еще нескольких столетий Московию не называли Русской землей и продолжали ездить «из Москвы на Русь», когда нужно было попасть в Поднепровье.

В 1380 году Мамай заключает союз с литовским князем Ягайло, к которому примкнул Олег Рязанский. Далее приведу несколько выдержек из «Сказания о Мамаевом побоище» (литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской битвы.- Ред.), более похожего на поэтическое произведение, чем на серьезный исторический документ, в котором все же иногда проскальзывают реальные факты. Порой сведения расходятся со здравым смыслом и чувствуется рука позднего правщика. Не всем фактам, приводимым в «Сказании», можно верить. Например, великий князь Ольгерд уже несколько лет, как умер (в 1377 году. — Ред.), но он продолжает фигурировать наряду со своими сыновьями от первого брака Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским, оставившими литовское войско и пришедшими на помощь москвичам (власть не досталась им по наследству, так как правителем избрали лучшего из князей — Ягайло, сына Ольгерда от второго брака с тверской княжной Иулианией Александровной).

О самом Мамае в летописи говорится: «… имени Мамай, язычник верой, идолопоклонник и иконоборец, злой преследователь христиан». Святой Сергий, благославляя князя Дмитрия, призывает его: «Пойди, господин, на поганых половцев…». Здесь впервые названы настоящим именем воины Мамая — «половцы». Напомню, что в сегодняшней общепринятой версии половцы (по-арабски кипчаки) канули в вечность два столетия назад. Представление о вероисповедании воинства Мамая дают такие слова: «Сказал же князь великий брату своему, князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам…».

Все повествование в «Сказании» посвящено длительной подготовке князя Дмитрия к походу в чужие земли, затем выставлению сторожевых постов и подготовке места предстоящего сражения. За несколько дней до самого сражения объединенное московское воинство прибыло к месту битвы, выбранное его воеводами две недели назад: «Тогда начал князь великий Дмитрий Иванович с братом своим Владимиром Андреевичем и с литовскими князьями Андреем и Дмитрием Ольгердовичами вплоть до шестого часа полки расставлять. Некий воевода пришел с литовскими князьями именем Дмитрий Боброк, родом из Волынской земли, который знатным был полководцем, хорошо он расставил полки, как и кому подобает стоять». Как видим, «литовцы» носят русские имена, точнее — христианские, и пришли с Брянска, Полоцка и Волыни — современных российских и белорусских земель.

После расстановки полков, спрятавшихся за построенными укреплениями и оставивших узкую полоску земли перед рекой, князь пожелал осмотреть расстановку полков и признал ее очень хорошей. По совету приближенных Дмитрий снял свое княжеское одеяние: «Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя черное, и сошел с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же коня своего отдал Михаилу Андреевичу Бренку и ту одежду на него воздел, ибо любил он его сверх меры, и знамя свое черное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».

О самой битве читаем в «Сказании»: «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от ужасной тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться всем на том поле Куликовом: было то поле тесное между Доном и Мечею… И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще и божьею силою сохранен был».

Московские полки оставили неширокую полоску суши вдоль берега, чтобы форсирующие реку полки Мамая не могли развернуться в боевой порядок. Маневр удался, и начальную часть битвы полки половцев провели в сильно стесненных условиях. С трудом выравняв ситуацию, войско Мамая стало теснить противника. В это время был нанесен решающий удар засадного полка: «Безбожный же царь Мамай, увидев свою погибель, стал призывать богов своих: Перуна и Салавата, Ираклия (это в современном переводе, в древнерусском же тексте: Херкле, что по-скифски означает Геракла) и Хорса и великого своего пособника Магомета».

В тексте, таким образом, указывается, каким богам поклонялся Мамай.

После победы Дмитрий Иванович, объезжая поле брани, обратился к своему воинству: «Братья, русские сыны, князья, и бояре, и воеводы, и слуги боярские! Судил вас Господь такою смертию умереть. Положили вы головы свои за святые церкви и за православное христианство». Обращает на себя внимание такой факт: ни разу «Сказание» не сообщает о монголах или о монголо-татарском иге, против которого сражаются московские воины. Кстати сказать, отсутствуют в нем и поздние фантазии насчет стрелковых полков генуэзцев и иных иностранных войск, о чем, к примеру, писал Гумилев.

Вскоре Мамай был разбит в своих землях Тохтамышем, а потом и убит (похоронен в крымском селе Айвазовское возле г. Феодосия, могильный курган нашел в XIX веке художник Иван Айвазовский. — Ред.).

Один из сыновей Мамая (Мансур-Кият. — Ред.), по преданию, спас позднее от смерти великого князя Литовского Витовта под деревней Глина, за что получил титул князя Глинского. От него пошла династия князей Глинских, которой предстояло еще сказать свое слово в европейской политике. В 1421 году в Киеве крестился внук Мамая Олекса (или Алексей), которого принято считать родоначальником Глинских. Его сыновья возвысили свой древний род. Великие князья Московские породнились с ним в 1526 году, когда состоялось венчание Василия III с Еленой Васильевной Глинской. В 1530 году родился у них сын Иван IV Васильевич, прозванный Грозным за наведение порядка в стране. Таким образом, через полтора столетия на московском престоле появился царь с богатой родословной, идущей, возможно, и от «темника Мамая».
На рисунке: Великий князь Ольгерд, гравюра XVI века.