Христианский взгляд на Церковь и ее патриарха

2 февраля 2011 года в ходе торжеств, посвященных двухлетию патриаршего служения, нынешний глава РПЦ заявил: «У Церкви нет другого слова, кроме «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» А потом еще раз — «контрольный», в голову. Чтобы не сомневались: сказанное — не оговорка или неудачная шутка. «У Церкви нет другого слова, кроме…». И так далее.

Патриарх Кирилл, вообще, много говорит. При желании в его бесчисленных выступлениях можно найти все, что угодно. Но утверждение о том, что вероучение вверенной его попечению Церкви может быть сведено к реплике Иоанна Крестителя — случай особый. Своей страстью к безответственному словоговорению незадачливый иерарх поставил каждого христианина (православного или нет — не важно) перед сложной дилеммой. И уклониться от ее разрешения невозможно. Потому что молчание здесь — знак согласия…

Для начала небольшая справка. Из Нового Завета мы знаем два разных крещения: «крещение покаяния» и крещение «во Христа». Первое осуществлял Иоанн Предтеча по собственной инициативе, второе — апостолы, во исполнение воли Спасителя. Первое крещение не являлось таинством. Оно лишь символизировало «отмывание» от совершенных беззаконий. «Очистившиеся» таким образом люди ожидали прихода Иисуса Христа и связанного с Ним крещения Духом Святым. Это второе крещение и открывает человеку путь в то самое «Царствие Божие», приближение которого подвигло пророка на «водные процедуры»…

Я нарочно подробно проговариваю эти прописи из катехизиса, чтобы стало понятнее реальное содержание «декларации Кирилла». Сказав «у Церкви нет другого слова», он публично отрекся от второго крещения, совершаемого благодатью Святого Духа. Ни больше, ни меньше.

В апостольский век таких «недохристиан» было довольно много. В то время даже возникла секта еретиков-мандеев, которые считали мессией Иоанна Крестителя, а не Иисуса Христа. Последователи этого учения и сейчас встречаются в Иране и Ираке. Остальных «недохристиан» крестили апостолы:

…Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. (Деян 19:3-5).

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как мы с вами убедились, с апостолом Павлом категорически не согласен. Он ничего сверх «крещения покаяния» не признает. По крайней мере, он так сказал. И повторил, чтобы мы не подумали, что ослышались.

«Ну и что? — скажете вы. — Это всего лишь слова». Увы, для христианина такая беспечность — непозволительная роскошь, ибо слова для христианина имеют гораздо большее значение, чем дела. Вся наша вера — на словах. Мы не отсекаем крайнюю плоть, не мажем межбровье краской, не завиваем пейсы. Мы лишь «даем отчет о своей вере и своем уповании». Каков «отчет» — такова вера. Петр предал Христа словами. А потом вышел вон и плакал горько. Евангелие — Благая Весть. То есть опять слова, радостная новость, которой апостолы делились с любым благодарным слушателем. Мученики за свои слова, которые упрямо твердили или наоборот отказывались произнести, кормили собою львов и подставляли шеи под секиры. У нас Слово «в начале». А в финале — вообще, буквы: «альфа» и «омега», начало и конец…

А теперь давайте вернемся к нашим баранам. Что мы имеем? Человека, настаивающего на своем праве говорить некие учительные слова о Христе и говорящего эти самые слова в нашем присутствии. Что в этой ситуации должен делать христианин? Развесить уши? Нет! Апостол и евангелист Иоанн Богослов дает на этот счет четкую недвусмысленную инструкцию:

Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Законный вопрос: как отличить подделку? А вот как:

Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа пришедшего во плоти, есть от Бога.