Грюнвальдская битва: 600 лет спустя…

600 лет назад русские полки, татары Джелал-ад-Дина и чехи Яна Жижки вместе с Витовтом и Ягайло сражались с крестоносцами в «битве народов»…

В этом году исполнилось 600 лет со дня знаменитой Грюнвальдской битвы, которая сыграла огромную роль в истории народов Восточной и Центральной Европы. 15 июля 1410 года объединенные силы Польского королевства и Великого княжества Литовского, в составе которого тогда находились белорусские земли, при участии русских,татарских и чешско-моравских полков одержали блистательную победу над крестоносцами Тевтонского ордена.

Агрессия немецких рыцарей на восток была остановлена. В этот день, как образно сказал в романе «Крестоносцы» лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич, «разбилось все немецкое могущество, доныне заливавшее, как волна, несчастные славянские земли». Современные белорусские историки и публицисты подчеркивают: после Грюнвальдской битвы в течение пяти столетий, вплоть до 1914 года, на земли Беларуси не ступала нога немецкого завоевателя. В сражении при Грюнвальде участвовали полки со всех тогдашних белорусских земель и княжеств.

Народы Беларуси, России, Украины, Литвы, Польши, Чехии и Словакии хорошо помнят об этом переломном моменте в своей истории. Мероприятия, посвященные юбилею знаменитой битвы, проводятся в них с весны нынешнего года. Но главные торжества прошли в Польше. В эти дни в польских городах и селах проходили выставки, концерты, ярмарки и рыцарские турниры.

Официальное открытие празднеств состоялось в Кракове. На Грюнвальдских полях в Варминско-Мазурском воеводстве был разбит средневековый лагерь, вмещающий около шести тысяч рыцарей. На ярмарке можно было увидеть работу ремесленников и сделать покупки у купцов, предлагавщих продукты, напитки, предметы одежды, оружия и украшения — все по образцу тех далеких столетий.

В Беларуси первый канал белорусского телевидения представил документальный сериал, посвященный Грюнвальдской битве. Съемки сериала проходили на территории Беларуси и Польши. А девятого июля в белорусской столице в дворике Литературного музея Максима Богдановича состоялось открытие художественной выставки «Грюнвальд за дымкою времени». Ранее, шестого июля, в Минском архикафедральном костеле Пресвятой Девы Марии состоялось освящение флагов, под которыми белорусской делегации предстояло участвовать в Польше в мероприятиях по празднованию 600-летия победы.

В тот же день в Минске прошла презентация монографии доктора исторических наук Юрия Бохана «Ваяры Грунвальдскай бЄтвы», вышедшей в столичном издательстве «Беларусь». Книга рассматривает события белорусской истории конца XII — середины XVI веков и посвящена важнейшему событию двухсотлетнего противостояния белорусских земель агрессии крестоносцев — Грюнвальдской битве. По мнению Ю. Бохана, как передает БЕЛТА, если до XV века белорусские земли рассматривались как объект агрессии крестоносцев, то после Грюнвальда они на равных вошли в европейское сообщество и обрели статус мощного христианского государства. Таким образом, считает Ю. Бохан, Грюнвальдская битва позволила Беларуси прорубить окно в Европу — на 300 лет раньше России. И с этим не поспоришь, так как в 1410 году России еще не было. До 1478 года существовала суверенная Новгородская республика, развивалась Псковская республика, самостоятельно было и Великое княжество Рязанское, которое только-только при князе Олеге Ивановиче пережило свой расцвет, существовали, наряду с Великим княжеством Московским, и другие княжества и земли, в том числе и на западе Руси. Вопрос, кто станет центром консолидации восточнославянских земель, тогда еще не был решен окончательно.

Но вернемся к юбилею Грюнвальдской битвы. Как сообщают информагентства, ассоциация военно-исторических клубов Польши впервые пригласила и членов военно-исторического клуба «Витязь» Национального музея Татарстана на фестиваль, посвященный знаменитой битве. Да, хотя не все это знают, но в знаменитой битве немалую роль сыграли и татарские воины. Вообще в Грюнвальдской битве плечом к плечу с общим врагом сражались представители и славянских, и балтийских, и тюркских народов.

Татарские отряды возглавлял сын хана Тохтамыша Джелал ад-Дин (Зелени-Салтан русских летописей). Именно татары начали битву, на полном скаку атаковав орденскую артиллерию. Попав в расставленные перед пушками ловушки — волчьи ямы, татары не растерялись, выбирались из ям и рубили орденских пушкарей. К слову, в одном из учебников по истории Беларуси почему-то написано, что Джелал ад-Дин погиб в этой битве. Нет, он не только не погибнет на поле Грюнвальда, но и с помощью великого князя литовского Витовта вскоре после битвы займет престол хана Золотой Орды, правда, ненадолго.

Чешским полком командовал Ян Жижка, будущий знаменитый полководец, вождь таборитов, национальный герой Чехии.

Союзному войску во главе с польским королем Ягайло и Великим князем Литовским Витовтом противостояли не только немецкие рыцари во главе с великим магистром. Тевтонский орден был агрессивной интернациональной военно-идеологической организацией Запада. Опытные и прекрасно вооруженные рыцари и наемные солдаты не только из германских земель, но также из Италии, Франции, Дании, Англии и других стран романо-германской Европы охотно служили в армии ордена. Крестоносцы, эти «миссионеры с мечом в руке», своей главной целью объявляли распространение христианства.

Однако и Русь, и Польша стали христианскими странами задолго до возникновения ордена, а с активным крещением Литвы, что было предусмотрено Кревской унией 1385 года, крестоносцам, собственно, оставалось только вернуться в Палестину и охранять паломников, направлявшихся к святым местам или самораспуститься. Но такие организации сами не распускаются. Ведь и в наше время такая, к примеру, структура Запада, как НАТО, несмотря на исчезновение Советского Союза и социалистического лагеря в Европе, продолжает существовать и даже проявляет активность далеко за пределами уставной, определенной Североатлантическом договором 1949 года, географической зоны ответственности блока по защите «свободы, общего наследия и цивилизации своих народов». И если сегодня Россию и Беларусь подчас обвиняют в том, что у нас «не настоящая, ложная демократия», то в начале XV века — в том, что русские и белорусы «не настоящие, ложные христиане». Поэтому рыцари ордена «огнем и мечом» несли нашим предкам «ценности западной цивилизации».

В ходе такой «христианизации» некоторые народы, к примеру многочисленные полабские славяне и племена пруссов, были уничтожены. По словам маститого английского историка Арнольда Тойнби, «границы западного христианства неуклонно перемещались на восток… и к концу четырнадцатого столетия континентальные европейские варвары исчезли с лица земли». Подсчитано, что лишь за 1345-1377 годы на белорусские и литовские земли было совершено сто немецких походов, в ходе которых псы-рыцари убивали и грабили местное население, жгли дома, села и города.

Грюнвальдской битве посвящено огромное количество исторических трудов, художественных произведений и публицистических статей. Одно из самых первых подробных и ярких описаний этой битвы принадлежит польскому историку Яну Длугошу (1415-1480), отец и дядя которого были участниками сражения. Недавно в российском издательстве «Наука» в серии «Литературные памятники» вышла книга: Ян Длугош «Грюнвальдская битва» — репринтное воспроизведение академического издания 1962 года.

Работа Длугоша служила и служит одним из основных источников по истории Грюнвальдской битвы как для историков, так и для мастеров исторической прозы. Так, уже упомянутый роман Генрика Сенкевича «Крестоносцы» в своей исторической основе базируется именно на книге Яна Длугоша. Из современных известных писателей можно назвать Дмитрия Балашова, в романе которого «Воля и власть» (последняя законченная книга цикла «Государи московские») неоднократно цитируется книга польского историка XV века.

Грюнвальдская битва показала, что совместная борьба против общего врага — залог победы над ним. В самом сражении воинами союзной армии был проявлен массовый героизм: Ян Длугош, основываясь на свидетельствах очевидцев и участников битвы, приводит многочисленные факты подобного рода. Так, в частности, описывая один из эпизодов битвы, когда натиск крестоносцев на правом фланге привел к отступлению там союзных войск, он пишет, что положение спасли три русских полка из Смоленска.

«В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу. Хотя под одним знаменем они были все жестоко изрублены и знамя их было втоптано в землю, однако в двух остальных отрядах они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобает мужам и рыцарям». Храбро и мужественно также сражались поляки, татары, литовцы, белорусы, в общем, основываясь на повествовании Длугоша, можно заключить, что представители всех народов, участвующих в битве, внесли свой вклад в победу.

Поэтому не может не вызвать сожаление тот факт, что до сих пор представители этих же народов подчас ведут споры о том, кто же из состава союзного войска на самом деле выиграл битву. И началась эта «приватизация» победы буквально сразу после самой битвы. Как констатирует Эдвардас Гудавичюс в «Истории Литвы с древнейших времен до 1569 года»: «Чем громче становилась слава, тем большим был соблазн присвоить лавры победителя».

На мой взгляд, есть хорошее определение профессора МГУ Матвея Любавского (1860-1936), который в своем классическом исследовании «Очерк истории Литовско-Русского государства» (первое издание вышло в 1910 году) писал: «Грюнвальдская битва принесла равную честь и славу и Польше, и Великому княжеству Литовскому».

Можно лишь добавить, что равная честь и слава принадлежит всем народам, чьи представители доблестно сражались в этой битве и сломали хребет тем, кто в двадцатом столетии будет вдохновлять нацистов на новый «Дранг нах Остен».