Готово ли общество к новой перестройке?

Очевидно, что сегодня и у руководства всех уровней, и у простых россиян еще не оформился до конца в сознании непреложный факт: экспортно-сырьевая модель экономики – абсолютно бесперспективна. Как жить без экспорта нефти? Разве это возможно?! Но вот поступил приказ на модернизационное развитие экономики. Готова ли Россия к тому, чтобы хотя бы начать этот путь?

Понятие модернизации – это широкий аспект перестроечных вопросов. В общих чертах, не споря о конкретике, под модернизацией понимают процесс совершенствования экономических, политических и социальных механизмов развития общества. Но при этом само общество должно быть подготовлено к этому процессу.

За последнее десятилетие большинство стран, успешно осуществивших модернизацию (страны БРИК, Южная Корея, Тайвань), имело государственную стратегию модернизации, которая стала общенациональной идеей или приняла признаки общенациональной идеи, получив поддержку всего общества. Только на такой основе обеспечиваются мобилизация, концентрация сил и средств для решения поставленных стратегических задач. Есть ли в России такая общенациональная идея?

Проблема состоит в том, кто, как и чем стимулирует какой-либо вид деятельности. Например, в течение последних 20 лет в России создана стройная система законодательства, стимулирующая добычу и реализацию сырья за рубеж. А инновационная сфера, например, полностью не охвачена законодательным регулированием. Уровень коммерциализации инноваций в России сегодня не превышает 20%, в то время как в Европе он около 80%, в США – примерно 90%, такие же показатели и в Японии.

К тому же в настоящее время большинство граждан России интересуют не какие-либо общенациональные идеи, а в основном поиски путей индивидуального выживания. А при таком настроении сложно вершить дела будущего. Плюс семейственность, кумовство, землячество – эти виды общественных связей не очень-то и желают изменений. Это есть, от этого никуда не деться, и это огромный тормоз в развитии. Важно, чтобы «модернизацию» сегодня не постигла та же участь, что «демократию» в начале 1990-х годов, то есть чтобы это понятие не было выхолощено, дискредитировано и не превратилось в свое отрицание.

По выводам экспертов, для этого в России должны сложиться следующие социальные предпосылки:
– наличие модернизационного проекта (стратегии), обеспечивающего не только мобилизацию ресурсов для ускоренного развития, но и материальную заинтересованность значительной части (а желательно – большинства) общества в осуществлении этого проекта;
– согласие активной части общества, готовой сознательно и в течение длительного времени осуществлять стратегию модернизации;
– стратегически мыслящая элита;
– способность элиты быть не только стратегически мыслящей, но и социально ответственной, чтобы не дискредитировать свои цели перед лицом большинства граждан.

Для реализации указанных условий должны сложиться соответствующие им механизмы экономической, социальной, политической, идеологической и культурной мобилизации как для широких слоев населения, так и для элиты.

Успех модернизации зависит и от того, насколько государство справится с двумя функциями – «стратега-реформатора», который задает цели, определяет приоритеты, мобилизует ресурсы, защищает от внешних угроз и контролирует внутренние диспропорции, и «арбитра» в спорах политических и экономических интересов.

Модернизация неизбежно породит новые интересы и новые конфликты. Трудность этого пути в том, что надо будет совершать непопулярные поступки в основном против правящей верхушки различного уровня, но делать это все равно надо, потому что иначе закостенеем в старом, так и не догоним новое время.

По мнению авторов независимого экспертного доклада «Модернизация России как построение нового государства» (доклад подготовлен в рамках общественной дискуссии о модернизации страны, инициатором которой выступил Президент России Дмитрий Медведев), модернизация подразумевает отказ от любых представлений об «особом пути» страны, хотя и предполагает интеграцию некоторых традиционных для данного социума ценностей и представлений. В экономической сфере модернизация неизбежно подразумевает импорт технологий как основу рывка (прорыва) на определенных направлениях.

Интересно и такое мнение, высказанное другими экспертами, что подлинное существо модернизации состоит в решении структурной задачи на основе методов планирования, проектирования пропорций, национализации части производств и ресурсной базы и развития эффективного и масштабного для России государственного сектора, иначе деградация страны будет только усилена и необратима.

В любом случае все говорит о том, что модернизация должна составлять стратегический интерес всех российских элит и общества в целом. А раз так, то можно ставить вопрос о формировании «большой коалиции» за модернизацию. Однако противоречия между потенциальными участниками этой коалиции объективны и даже сегодня уже затрудняют запуск модернизационного проекта. В этом случае только государство своей политической волей может запустить механизм истинного сотрудничества по достижению национальной идеи, имя которой – модернизация. Получится ли?