Господдержка кино: яд или лекарство?

Совет по культурной политике партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ провел круглый стол на тему «Кинематограф: настоящее и будущее. Проблемы и перспективы». Это мероприятие — только начало большой серии диалогов о судьбах российского кино, его участники пока только обозначили проблемы и коллизии: господдержка — благо или зло; как защититься от пиратства; есть ли продолжатели славных мастеров нашего кино?

Владимир Гайдук, ответственный секретарь Совета, вспомнил знаменитую цитату, которая в советское время украшала каждый кинотеатр: «Важнейшим из искусств для нас является кино».

— Сейчас такого лозунга в кинотеатрах не встретишь, слишком многое изменилось. В СССР только вопросами кинематографии ведал отдельный комитет, со всеми правами и полномочиями, сейчас российским кино занимается лишь департамент в министерстве культуры, — назвал одну из причин упадка отрасли Владимир Ильич.

Однако, по его мнению, есть у нашего кино и другая проблема, развивается оно по большей части за бюджетные средства, а это явно не служит развитию конкуренции.

— Не надо думать, что народ у нас не смотрит кино. По данным статистики, средняя цена билета в кинотеатр составляет 170 рублей. Однако вход в огромный кинозал IMAX стоит около тысячи, билеты нужно покупать задолго до сеанса. Значит, на кино спрос есть: домашний просмотр не заменит так называемого чувства локтя в кинотеатре, но зритель выбирает зарубежные фильмы, — считает Владимир Гайдук. — Сейчас звучат предложения организовать сеть муниципальных кинотеатров, которые бы показывали отечественные картины, но это не выход. Эти учреждения станут потенциальными банкротами. В советское же время кино лишь немного уступало спиртным напиткам среди доходов государства.

Эксперт назвал большинство отечественных фильмов «квазипродукцией» (псевдопродукцией): картины выпускаются, однако их никто не смотрит.

— Например, в 2009 году вышло в свет 79 фильмов. Назовите десяток из них. Для кого тогда их производят? — задал вопрос участникам Владимир Гайдук.Кинорежиссер и кинодраматург Вячеслав Максаков начал разговор о кадровом дефиците в российском кино.

— Вроде бы режиссеров и актеров у нас хватает, но где же среднее звено: декораторы, костюмеры, звукооператоры, ассистенты? Да и к выпускникам актерских и режиссерских факультетов тоже вопросы есть: многие из них не видели сцены, не принимали участия в съемках, а знакомы только с цифровыми технологиями, — посетовал режиссер. — Я вел занятия у декораторов, все из них по профессии работать не хотят, а мечтают стать режиссерами…

Но кадры — не единственная проблема российского кино. Вячеслав Максаков рассказал о своем знакомом режиссере: он снимал интересную, качественную картину, роли играли известные актеры. Фильм снимался 3 года, однако собственно съемки занимали от силы 20 дней в год…

— Остальное время режиссер искал средства на продолжение процесса. А за этот год съемочная группа может развалиться, люди уходят, умирают. Мой знакомый оператор так ответил на вопрос «Как дела?»: «В целом — по-прежнему, но иногда случается». Иногда случаются съемки… — сказал Вячеслав Захарович. — Очень многие актеры умирают в сравнительно молодом возрасте, мне кажется, они не выдерживают темпа съемки в бесконечных телесериалах. Люди истощаются творчески, истощаются физически, не выдерживают!Несколько со стороны на проблемы кино взглянул секретарь по оргработе Совета по фантастической и приключенческой литература Союза писателей РФ Виталий Иванов. По его словам, литература столкнулась примерно с теми же проблемами: в советское время все издательства были государственными, сейчас их нет, зато есть крупные частные издательства.

— Некоторые из них издают литературу массовую, некоторые — элитарную. Я не вижу большой трагедии в отсутствии господдержки, но государство обязано помогать экспериментальному искусству, именно оно двигает процесс вперед, но не может быть самоокупаемым, — заявил писатель. — Литература в 90-е тоже начала умирать, но смогла самоисцелиться, сейчас много талантливых молодых писателей, у них есть свой читатель. С кино почему-то этого не произошло.

Разумеется, ответ на это «почему» на этом круглом столе не нашли. Это только первая ласточка диалога о будущем кино. Мы обязательно будем рассказывать вам о дальнейших мероприятиях.