ГЛОНАСС отбомбился по Тихому океану

Половина денег на космические аппараты могла быть расхищена

В минувшие выходные спутниковую группировку российской системы глобального спутникового позиционирования — ГЛОНАСС — не смогли дополнить тремя новыми аппаратами. Ракета, которая должна была вывести новые модули системы на орбиту, отклонилась от курса и рухнула в Тихий океан. Как сообщается, жертв и пострадавших нет. Потери понёс только бюджет программы космического долгостроя.

Предварительной причиной неудачного запуска ракеты-носителя «Протон» специалисты называют ошибки в математическом обеспечении. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на собственные источники в ракетно-космической отрасли.

По данным РИА Новости, неверные расчеты были загружены в бортовой компьютер ракеты. В результате двигатели придали ракете слишком большой импульс, что привело к отклонению корабля от заданной траектории. При этом подчеркивается, что все системы ракеты отработали согласно заданной программе.

Запуск «Протона» состоялся 5 декабря 2010 года с космодрома Байконур. После старта ракета отклонилась от заданной траектории на 8 градусов. В результате этого разгонный блок с тремя спутниками ГЛОНАСС вышел на незамкнутую орбиту и затонул в несудоходном районе Тихого океана в 1,5 тысячах километрах от Гонолулу.

Официальное расследование аварии будут вести независимые эксперты во главе с начальником ЦНИИмаш Геннадием Райкуновым. «Глава Роскосмоса Анатолий Перминов распорядился, чтобы для обеспечения беспристрастности расследования межведомственую комиссию возглавил уважаемый и авторитетный в отрасли человек, но не связанный напрямую с системой ГЛОНАСС. Им станет, судя по всему, начальник ЦНИИмаш Геннадий Райкунов», — пояснил РИА Новости источник в космической отрасли.

Кроме того, сообщается, что в систему придётся срочно вводить ещё несколько спутников взамен утраченных. Так, например, запуск, намеченный на сентябрь 2011 года, скорее всего перенесут на более раннее время. Впрочем, эксплуататоры ГЛОНАССа надеются, что необходимую точность позиционирования они всё-таки смогут обеспечить к концу этого года — в случае штатного выведения на орбиту нового экспериментального спутника «Глонасс-К». Его запуск намечен на конец декабря 2010 года на ракете-носителе «Союз 2.1б». Одновременно с запуском нового модуля планируется задействовать аппараты, которые на данный момент находятся в резерве.

Согласно сайтам, показывающим текущее состояние системы, сейчас «в работе» всего 20 аппаратов. По одним данным 2 спутника, по другим 3 — находятся в резерве. Ещё 4 модуля временно выведены на техобслуживание. Данного количества хватает, чтобы «покрывать» территорию России. Для полноценного приёма в любой точке земного шара нужно ещё 4 работающих аппарата.

Бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ, доктор технических наук, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин не видит в случившейся аварии большой беды — система всё равно будет функционировать.

«СП»: — Владимир Зиновьевич, падение трех спутников — большой удар по перспективам создания в нашей стране системы глобального позиционирования?

— Особой драмы я не вижу. Аварийные пуски ракет случались раньше, наверняка будут происходить и впредь. Конечно, понесен большой материальный ущерб, конечно, теряем драгоценное время. Придется искать дополнительные деньги. Однако полноценную систему «ГЛОНАСС» Россия создавать все равно обязана.

«СП»: — Почему дело идет столь трудно?

— Потому что нам никак не удается наверстать хроническое отставание нашей страны в элементной базе. Мало кто знает, что полноценная спутниковая группировка для работы «ГЛОНАСС» на орбите нами была сформирована еще в 1996 году. А вот на земле приемников сигналов с них практически не было. Имелось приблизительно около тысячи штук, да и то только у военных.

«СП»: — Потом стали возникать проблемы и со спутниками?

— Ну, естественно. Они ведь стареют, выходят из строя, сходят с орбиты (гарантийный срок работы первого поколение спутников составлял 3 года, текущие модули системы «ГЛОНАСС-М» служат по 7 лет — «СП»). Вовремя пополнять группировку мы не могли из-за хронического недофинансирования. Теперь приходится наверстывать.

«СП»: — С приемниками лучше стало?

— Всех проблем мы так и не решили. Кое-что в элементной базе делать научились, кое-что приходится по-прежнему закупать за рубежом.

«СП»: — Хотя бы в перспективе сравнить возможности американской и нашей систем глобального позиционирования GPS можно?

— В навигационном смысле их потенциалы сопоставимы и сегодня. В экономической эффективности нам за Соединенными Штатами, полагаю, не угнаться. Они сразу же сделали GPS доступной практически каждому. В результате еще в начале 2000-х получили материальный эффект в 11-12 миллиардов долларов и с тех пор постоянно наращивают этот показатель. На международном рынке услуг мы вряд ли сможем конкурировать с американцами. Но понятно, что своих потребителей мы обяжем использовать именно ГЛОНАСС. Так что кое-какую выгоду все же получим.

Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС разрабатывалась с 1976 года первоначально только для военных заказчиков: система должна была обеспечивать точную привязку к местности мобильных ракетных комплексов средней и межконтинентальной дальности. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту ещё 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 году спутниковая группировка составила 24 аппарата. Специалисты считают, что тех показателей проект до сих пор не достиг.

Впоследствии из-за недостаточного финансирования число работающих спутников существенно сократилось. Как отмечали тогда специалисты, военных подвела их тяга к секретности — в то время как американцы, чтобы спасти программу (у них тоже были проблемы с финансированием) разрешили гражданское применение GPS со сниженной точностью, наши представители оборонного ведомства даже не обсуждали такой вариант.

В августе 2001 года проект реанимировали — полное покрытие территории России планировалось уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигла бы к началу 2010 года. Для решения данной задачи планировалось в течение 2007, 2008 и 2009 годов произвести шесть запусков РН, и вывести на орбиту 18 спутников — таким образом к концу 2009 года группировка вновь насчитывала бы 24 аппарата.

Однако, срок ввода в эксплуатацию постоянно сдвигался. Вопросами развития ГЛОНАССа с декабря 2005 года занимался вице-премьер Сергей Иванов — тогда он воспринимался как один из потенциальных преемников Владимира Путина. В январе 2008 года он устроил мощный разнос разработчикам системы. По словам чиновника, в недостаточной мере прошло «наращивание мощностей предприятий-изготовителей» спутников, не создана необходимая инфраструктура для «массового коммерческого использования ГЛОНАСС». Особо Сергей Иванов подчеркнул, что «состав орбитальной группировки не обеспечивает 100% доступности ГЛОНАСС на территории России».

При этом высокопоставленный чиновник отмечал, что считает систему «столь же важной, как ядерное оружие или стратегические запасы энергоресурсов». Бюджет ГЛОНАСС, финансируемой по отдельной федеральной целевой программе, составлял на 2008 год 10,3 млрд руб., а на 2009 и 2010 годы выделялось, соответственно, еще 10,7 млрд и 6,3 млрд.

Причиной крушения аппаратов может быть коррупция и воровство средств, выделяемых на проект. Об этом bfm.ru заявил член-корреспондент российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса Юрий Караш. По словам эксперта, расхищается до половины выделяемых денег. «Когда воруют треть или даже более того бюджета, который отводится на ГЛОНАСС, вы знаете, это не просто масштабная, это крупномасштабная проблема. Вы заплатили человеку на 60%, он вам на 60% и сделал. А что значит на 60% подготовить ракету? Получите старт, как вчера», — заявил эксперт.

В интервью «СП» Юрий Караш пояснил, что государство всё равно будет вкладывать средства в развитие этой системы, какие бы неудачи не преследовали проект. При этом основным заказчиком и потребителем ГЛОНАССа будут военные — а гражданское применение не стоит принимать во внимание.

«СП»: — Неужели никто не контролирует расход средств? Всё-таки это имиджевый и одновременно стратегический проект.

— Есть счётная палата, она должна контролировать. Почему она этого не делает, или делает, но безрезультатно — все вопросы к господину Степашину. Все эти факты давно известны СМИ, статьи аккуратно коллекционирует тот же compromat.ru, можно зайти и ознакомиться. Половина бюджета ГЛОНАССа разворовывается, так и есть.

«СП»: — В связи с этими неудачами и обозначенным вами воровством — у ГЛОНАССа вообще есть перспективы, или он так и останется никогда не завершённым долгостроем?

— У него есть перспективы пока есть перспективы у России как независимого государства, которому нужно отстаивать свои интересы. В интересах России — иметь свою систему глобального позиционирования, без неё невозможно представить нормально функционирующие вооружённые силы. Само её наличие заставит потенциального противника относиться с уважением.

Как это говорят по-английски, система позиционированния это «must have», обязательно должна быть. Просто не стоит надеяться, что ГЛОНАСС когда-нибудь станет конкурентом GPS. Он уже никогда не выйдет на сопоставимый уровень. Есть известная история: когда у японцев спросили, насколько Россия отстала от Японии в автомобилестроении, они ответили «навсегда».

«СП»: — Здесь та же ситуация?

— Да, мы навсегда отстали от GPS, так же, как мы навсегда отстали в области производства бытовой аппаратуры, электронники и так далее. Но ГЛОНАСС нужен для того, чтобы российские вооружённые силы всегда были обеспечены национальной спутниковой системой, независящей от доброй воли каких-либо других государств.

«СП»: — Но, насколько известно, большая часть приёмников всё равно производится не в России, и возможностей делать их здесь нет. То есть наземная часть — это Китай, Южная Корея, Тайвань — кто угодно, где микроэлектронику делают, и делают хорошо. Можно ли говорить о незавимости системы, если при наличии спутников у нас нечем принять сигнал?

— Главный недостаток системы GPS состоит в том, что ключевой элемент системы — спутники — находятся в полном ведении министерства обороны США. Да, большинство приёмников и для этой системы делается в странах Юго-Восточной Азии — но речь идёт о бытовых приборах. А те, которые стоят на военной технике, всё-таки делаются в США.

«СП»: — Но у нас-то есть возможность делать такие же для ГЛОНАССа?

— Демонстрировали же собаку Путина, лабрадора Кони, которая носила приёмник ГЛОНАСС, он же не в Китае был сделан?

«СП»: — Можно только предполагать, элементарная база, из которой собирается микросхема, как сообщали, всё равно вся из Юго-Восточной Азии.

— Думаю, штучный товар мы произвести сможем. Почему у нас до сих пор очень хорошие изделия выпускает ракетно-космическая отрасль? Да, они безнадёжно устаревшие, но хорошие, качественные, в основном летают, а не падают. Это товар штучного изготовления. Уникальные продукты у нас получаются, а серийное производство не получется.

Но этого и достаточно, когда основной заказчик вооружённые силы — крупносерийное производство и не требуется.

Отметим, что созданием суверенных систем спутниковой навигации занимается не только Россия — на международном рынке через некоторое время развернётся серьёзная конкуренция. Основным претендентом на место GPS считается европейская система Galileo. В эксплуатацию она будет запущена предположительно с 2014 года.

Кроме того, свою систему «Бэйдоу» имеет Китай. Она состоит всего из трёх спутников, и её сигнал принимается только на территории этой страны. Бэйдоу второго поколения, или «Бэйдоу-2», официально называемая также «Навигационная система Компас», на данный момент имеет 5 спутников, и будет предлагать свои услуги потребителям в Азиатско-тихоокеанском регионе в 2012 году. Полная группировка спутников для покрытия всего земного шара в числе 35 будет выведена к 2020 году.

Свою региональную сеть планирует запустить Индия. RNSS (англ. Indian Regional Navigation Satellite System) будет обеспечивать только региональное покрытие самой Индии и частей сопредельных государств. Бюджет проекта составляет более 300 миллионов долларов.

Спутниковая группировка IRNSS будет состоять из семи спутников на геосинхронных орбитах. Причем четыре спутника из семи в IRNSS будут размещены на орбите с наклонением в 29° по отношению к экваториальной плоскости. Все семь спутников будут иметь непрерывную радиовидимость с Индийскими управляющими станциями. Первый спутник был запущен в 2008 году.