Фильм о «Курске». Аркадий показал красиво

Фильм Аркадия Мамонтова «Курск»: 10 лет спустя» получился не так плох, как можно было ожидать. Автор сосредоточился на воспоминаниях вдов и родителей погибших на «Курске». Это действительно сильные кадры — как и любительское видео, снятое членами экипажа «Курска». Так же, как и снятое десять лет назад обращение тогдашнего командующего Северным флотом адмирала Вячеслава Попова, попросившего прощения у родных и близких погибших моряков.

А вот об уверениях Попова насчет того, что «Курск» стал жертвой то ли тарана, то ли торпедной атаки со стороны американской подлодки, Мамонтов вспоминать благоразумно не стал, равно как и то, что адмирал отрапортовал об успешном завершении учений уже после того, как с «Курском» была потеряна связь. Во-первых, со Штатами сейчас идет «перезагрузка». Во-вторых, все экспертизы, проведенные во время обследования и подъема «Курска», показали, что взрыв произошел внутри лодки без какого-либо внешнего воздействия и что взорвалась торпеда, которую готовили к пуску. А вот почему взорвалась эта злосчастная торпеда, мы не узнаем никогда, поскольку от нее мало что осталось. Если взрыв произошел из-за ошибки экипажа, то получается, что кто-то из подводников виновен в трагедии. А если причина в дефекте торпеды, то вина лежит на организаторах учений, допустивших, что на «Курск» была принята бракованная торпеда. Да и в том, что радиобуй, который должен был сразу после аварии точно указать место затопления лодки, оказался намертво прикреплен к корпусу лодки, виноваты явно не американцы.

Правда, антиамериканизм в фильме Мамонтова все-таки присутствует. Чтобы объяснить, за что командиру «Курска» капитану 1 ранга Геннадию Лячину было посмертно присвоено звание Героя России, журналист рассказывает нам о героическом походе «Курска» в Средиземное море в августе-октябре 1999 года. Тележурналист замечает, что было это как раз в те дни, когда силы НАТО проводили военную операцию в Югославии в связи с событиями в Косово. Но здесь автора фильма явно подвела память. Ведь эта операция проходила в марте-июне 1999 года, и уже 10 июня в Косово, откуда были выведены югославские войска, вошли подразделения НАТО. Так что если поход «Курска» был ответом на действия Североатлантического альянса на Балканах, то этот ответ запоздал месяца на три.

Мамонтов утверждает, что, хотя сведения о том походе «Курска» до сих пор хранятся под грифом «совершенно секретно», но кое-что о нем он все же может рассказать. По его словам, российской подлодке удалось обмануть все натовские средства слежения, пройти незамеченными в Средиземное море и обратно, при этом успев пять раз виртуально поразить своими ракетами американские авианосцы. Что ж, когда рассекретят документы флотов НАТО, мы, вероятно, узнаем, сколько раз виртуально поразили «Курск» в тот поход американцы и их союзники. Да и как, интересно, они должны были дать понять, что обнаружили «Курск»? Атаковать его глубинными бомбами?

Но вернемся к трагедии августа 2000 года. Как доказывает адвокат Борис Кузнецов на основе данных фоноскопической экспертизы, стуки уцелевших моряков «Курска» продолжались не в течение восьми часов, как утверждает официальное следствие, а двое суток, вплоть до 11 часов утра 14 августа. А это означает, что если бы российское руководство, а конкретно президент Путин, сразу же приняли ту помощь в проведении спасательной операции, которую предлагали норвежцы и британцы, то были шансы спасти тех, кто уцелел после взрыва и укрылся в девятом отсеке. Мамонтов об этом не говорит — сетует только, вслед за Путиным, на низкое качество отечественных спасательных средств да на роковую трещину на площадке у спасательного люка девятого отсека.

При этом из слов журналиста создается впечатление, будто убогость российских спасательных средств осталась в далеком прошлом, в «лихих» 90-х, а вот сейчас, дескать, у нас со средствами спасения подлодок и подводников все о’кей. Но на самом деле в этой сфере за прошедшие десять лет никаких кардинальных изменений к лучшему не произошло. Да, было обещано построить четыре суперсовременных судна — спасателя подлодок, будто бы превосходящих зарубежные аналоги. Ни одно из них построено так и не было, а три спасателя даже не начинали строить. Купили лишь одно судно-спасатель, списанное с британского флота как устаревшее, но для четырех российских флотов это слишком мало.

Насчет же причин трагедии Мамонтов, как кажется, вполне солидарен с Путиным, чье выступление в Видяеве перед вдовами и матерями погибших он подробно показывает в фильме. Путин тогда признал, что армия и флот в России находятся в плачевном состоянии, но утверждал, будто виноваты в этом СМИ, и прежде всего телевидение, которое последние десять лет только и делало, что разваливало страну. Как раз в те дни в разгаре была путинская война против НТВ, а после трагедии «Курска» Путин окончательно рассорился с Березовским и взял под свой полный контроль ОРТ.

Но со времени гибели «Курска» прошло десять лет, на протяжении которых и телевидение, и основные печатные СМИ находились под жестким государственным контролем и вели исключительно патриотическую пропаганду. Однако за это время в российской армии мало что изменилось к лучшему, и она по-прежнему находится на грани развала, как бы ни пытался автор фильма уверить нас в обратном. Командирам российских атомных подлодок за последние десять лет зарплату существенно подняли — с 250 до 3000 долларов. В свое время зарплата командира «Курска» Геннадия Лячина послужила базой для расчета компенсации родным погибших. Им выплатили полную зарплату за десять лет — 720 тыс. рублей. Но если на атомных подлодках оклады офицеров стали довольно приличными, то в остальных частях армии и флота многие офицеры по-прежнему получают меньше машинистов в московском метро. Декларировавшаяся реформа по переходу российских вооруженных сил на профессиональную основу полностью провалена, и сейчас наша армия представляет собой нежизнеспособный гибрид, сочетающий в себе худшие черты как профессиональной, так и призывной массовой армии.

И последнее. Немалую часть фильма занимает беседа с православным священником из бывших подводников. И тот демонстрирует Мамонтову иконы, на которых изображен весь экипаж «Курска». Выглядит это как не слишком пристойный кич на крови. Не говоря уж о том, что на «Курске» были не только некрещеные и неверующие, но и представители неправославных конфессий, например, инженер «Дагдизеля» Гаджиев, тело которого так и не было найдено.