ФБР четыре года пугало американцев мнимыми угрозами

ФБР на протяжении четырех лет незаконно записывало телефонные разговоры американцев. Делалось это под предлогом противодействия террористическим угрозам. Противозаконные действия агентов одобряло руководство бюро, вплоть до замдиректора.

В период с 2002 по 2006 год ФБР незаконно записывало телефонные разговоры американцев, ссылаясь на необходимость противостоять мнимым террористическим угрозам. Всего спецслужба собрала более двух тысяч записей. При этом руководство бюро post factum подготовила документы, оправдывающие его действия. Об этом во вторник, 19 января, пишет The Washington Post.

Обличающие документы

Попавшие в распоряжение издания электронные письма свидетельствуют, что лица в руководстве ФБР, ответственные за борьбу с терроризмом, не следуют инструкциям, разработанным для защиты гражданских свобод. Кроме того, поток срочных запросов на запись телефонных переговоров привел к тому, что ответственный за анализ коммуникаций отдел бюро оказался перегружен работой, которая никак не была связана с реальными угрозами.

В ФБР подтвердили, что в докладе инспектора Департамента правосудия, который опубликуют в этом месяце, будет зафиксировано, что бюро часто нарушало закон, делая запросы на запись телефонных звонков. Материалы, оказавшиеся в руках редакции The Washington Post, не раскрывают личности людей, чьи разговоры были записаны, но руководство ФБР утверждает, что оно полагало, будто почти все эти записи имели отношение к расследованиям, связанным с терроризмом.

Бессмысленные нарушения

Юрисконсульт ФБР Валери Капрони признала, что бюро технически нарушило Закон о неприкосновенности электронных коммуникаций (Electronic Communications Privacy Act), когда агенты использовали несуществующие угрозы, как повод для сбора записей. По ее словам, подготовленные задним числом документы, оправдывавшие необходимость записи звонков, существенно упрощали работу агентов, но при этом чувствительно ударили по имиджу спецслужбы.

И это притом, что в случае возникновения реальной чрезвычайной ситуации, сотрудники ФБР имеют законное право получить записи телефонных звонков, а значит составлять подложные документы вообще не было смысла.

Капрони также сообщила, что директор бюро Роберт Мюллер ничего не знал об этой проблеме до конца 2006 года или начала 2007 года, то есть до тех пор, пока не началось расследование.

Руководство проигнорировало юристов

Между тем, документы свидетельствуют, что руководство ФБР (вплоть до замдиректора) одобряло алгоритм, позволявший использовать сообщения о возникновении чрезвычайной ситуации как предлог для записи телефонного разговора. Причем такое положение вещей сохранялось и два года спустя после того, как юристы бюро высказали свои опасения относительно последствий этой практики.

«Мы должны убедиться, что мы не злоупотребляем этой системой, и что мы следуем букве закона, не создавая угроз национальной безопасности»,— написал в начале 2005 года юрист ФБР Патрис Копистански в электронном письме своему начальству.

Начало проверки

В 2007 году ФБР получило информацию, что одно из его подразделений ненадлежащим образом собрало некоторое количество записей телефонных разговоров. А проверка, осуществленная Департаментом правосудия, выявила 22 случая необоснованного обращения в телефонные компании и сотни случаев, чья уместность была сомнительной. Но последние данные говорят о том, что таких обращений, причем санкционированных руководителями бюро, было во много раз больше.

Официальный представитель ФБР сказал The Washington Post, что внутреннее расследование бюро показало, что примерно половина из 4 400 записей международных звонков была сделана противозаконно. Однако к материалам расследований подшивались только данные о самих звонках, но не их содержание.

Представитель бюро утверждает, что агенты вынуждены были стараться ускорить свою работу, поскольку находились под давлением из-за боязни пропустить следующую террористическую атаку. Агенты нарушали закон без злого умысла, а лишь для того, чтобы упростить свою работу.

Официальные лица ФБР утверждают, что принятые в 2007 меры положили конец этой проблеме. Капрони сообщила, что собранные инспектором данные будут использованы, чтобы убедиться, что дисциплина в бюро находится на должном уровне.