ЕГЭ 2009: начало конца российского образования

Кризис, о неизбежности которого предупреждали все ведущие эксперты на протяжении последних лет, поразил российскую систему образования в самое сердце. 2009-й год окончательно развеял мифы о ЕГЭ, сочиненные российскими «реформаторами» от образования по указке заокеанских «советников».

Первый и самый главный миф состоял в том, что ЕГЭ поможет искоренить коррупцию при поступлении выпускников школ в высшие учебные заведения. Сегодня стало совершенно очевидно, что никакой победы над коррупцией с введением ЕГЭ не произошло. Более того, коррупция не просто многократно возросла. Она превратилась в настоящую эпидемию, поразив все споры системы образования. ЕГЭ создал уникальную схему всеобъемлющей продажности чиновников на всех уровнях. Если раньше речь шла лишь о единицах коррумпированных сотрудников приемных комиссий ВУЗов, то теперь на этой ниве отличился почти каждый третий сотрудник, так называемых, «пунктов приема экзамена» — ППЭ.

Так только в Республике Дагестан (по данным Интернет-издания «Газета.Ру») на всех 183 ППЭ кураторы получили по 200 тысяч рублей «премиальных» за проведение ЕГЭ. А учителя, активно «работавшие» на этих самых ППЭ, выполняя за выпускников тестовые задания, «заработали» от 25 до 50 тысяч рублей каждый. По данным фактам депутатами Государственной Думы уже направлены соответствующие запросы в Генеральную прокуратуру. Но не лучше обстояло дело и в других регионах. Уж слишком невероятные результаты они выдали. Оказывается, самые умные школьники у нас в России живут в национальных республиках. И никого даже не смутило, что Дагестан, Татарстан и Башкортостан уже несколько лет подряд при проведении ЕГЭ давали результат по русскому языку, значительно превосходящий не только средний по стране, но и Москву с Санкт-Петербургом.

Даже руководство Рособрнадзора вынуждено было признать, что в этом есть что-то противоестественное. И в 2009-м году (впервые за всю историю «эксперимента» с ЕГЭ) была проведена перепроверка 100-балльников. И эта проверка с совершенной очевидностью показала, что фальсификация результатов ЕГЭ приняла тотальный характер. Как минимум, 25% «стобалльников» оказались липовыми.

Вообще-то, уже при 10% фальсификаций результаты этого «экзамена» должны были быть аннулированы. Но чиновники Минобрнауки продолжают твердить всей стране сочиненную ими же сказку об «антикоррупционной составляющей ЕГЭ», заразив ею даже высшее руководство страны. При этом дело дошло до полного абсурда: проводивший проверку Рособрнадзор, предложил принимать дальнейшие меры по борьбе с фальсификациями тем самым регионам, которые «отличились» столь высокими липовыми результатами. А те попросту сделали вид, что вообще ничего не произошло. И фальшивые «егэшные стобалльники» ринулись покорять лучшие московские и питерские ВУЗы.

Второй миф ЕГЭ состоял в том, что, как уверяли господа Филиппов, Болотов, Фурсенко и Ко., ЕГЭ откроет двери в лучшие российские ВУЗы для наиболее одаренных детей из глубинки.

Ну, что же. Сегодня приемные комиссии ведущих московских ВУЗов переполнены заявлениями и стобалльными сертификатами о сдаче ЕГЭ из республик Северного Кавказа и Поволжья. Да, вот беда: многие «абитуриенты-вундеркинды» не в состоянии даже заявления в выбранный ВУЗ написать без ошибок. Поэтому большая часть этих будущих студентов вылетит из ВУЗа уже после первой сессии и заполнит собой и без того достаточно криминализированную молодежную среду российских столиц. Что, в свою очередь, обязательно приведет к взрыву межнациональной вражды и возрождению самых оголтелых националистических группировок.

Но даже те, кто сумеют «уцепиться» за ВУЗ, уже с первых дней своего пребывания в Москве окажутся в труднейших условиях. Ибо, большая часть ВУЗов не имеет мест в общежитиях. Да и на студенческую стипендию (даже самую повышенную) в Москве прожить сегодня невозможно. Поэтому новоявленным «студентам» срочно придется заняться «добычей» средств к существованию. А в условиях экономического кризиса, только-только набирающего обороты в России, для иногороднего студента останется лишь один путь — криминальный. Тем более, что при минимальном наборе знаний у сегодняшнего «вундеркинда-стобалльника» неминуемо возникнет потребность в деньгах для того, чтобы постоянно «покупать» у преподавателей зачеты и экзамены.

В то же самое время, наиболее талантливые выпускники остались в этом году за бортом высшего образования. Многие из них, отказавшись от услуг «левых» репетиторов и понадеявшись на собственные силы, попросту не смогли сдать тестовые задания ЕГЭ.

Таким образом, весь этот коррупционный круг замыкается, окончательно похоронив под собой действительно талантливых и одаренных выпускников. Которые, оказавшись за чертой системы высшего образования, пополнят собой армейские казармы или ряды деклассированных неудачников.

Не пройдет бесследно ЕГЭ и для самих ВУЗов. И повинно в этом, как ни странно, само ректорское сообщество. На протяжении ряда лет борьба с ЕГЭ была уделом независимых экспертов и общественников. Ректоры же занимали выжидательную позицию, пытаясь угодить и нашим, и вашим. Лишь изредка из ректорского стана доносились слабые протесты против внедрения абсолютно чуждой нашей стране системы. Но часть ректорского сообщества с умилением воспринимала чиновничью чушь насчет повышения за счет ЕГЭ общего уровня образования и послушно выполняла руководящие предписания по её внедрению. И лишь 24 ВУЗа «отвоевали» себе право принимать дополнительные испытания при приеме, что сегодня спасти их, конечно, не сможет. Но хотя бы как-то понизит степень риска получить у себя совершенно непригодный для обучения «материал».

Можно с полной уверенностью сказать, что сегодня наступил момент истины. Приемные комиссии всех ВУЗов фактически работают в авральном режиме — по 12 часов в сутки. Они буквально завалены копиями сертификатов ЕГЭ тех, кто пока еще только виртуально желает стать студентом. Но выбрать из всего этого макулатурного хлама настоящего будущего студента практически невозможно. Потому что уровень доверия к документам о сдаче ЕГЭ (особенно после проверки Рособрнадзора) опустился до нуля. К тому же, никто не гарантирует того, что эти «выбранные» реально дойдут до ВУЗа, в который они прислали свои «бумажки». Поэтому ВУЗам предложено проводить процедуру зачисления аж в три этапа. И все это напоминает хорошо известную с детства русскую народную забаву под названием «Чехарда».

Кроме того, ВУЗы сегодня заполонили толпы «инвалидов». Оказывается, чуть ли не каждый четвертый выпускник российской школы сегодня инвалид. И, естественно, претендует на внеконкурсное поступление. Даже при минимальных баллах ЕГЭ.

С одной стороны, подобное бережное отношение к людям с ограниченными возможностями может свидетельствовать о гуманнизации нашего общества. Но, с другой стороны, это же может свидетельствовать о создании нового коррупционного канала по получению соответствующих медицинских документов для решения задачи поступления в ВУЗы. Поэтому даже руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова вынуждена была предупредить о последствиях разоблачения этих «липовых инвалидов». Но это будет потом. А сейчас — все полагающиеся наиболее способным абитуриентам бюджетные места будут ими заняты.

Но и это не самое страшное. Помимо той чехарды, которая устроена сегодня российским ВУЗам при процедуре приема будущих студентов, им придется испить полную чашу горечи уже в первые месяцы обучения вновь принятых «студентов». Отчисления после первых семестров по причине полной непригодности вновь поступивших к одолению «гранита науки» будут носить не единичный, а массовый характер. И в таких условиях говорить о какой-либо качественной работе профессорско-преподавательского состава даже не приходится.

Но большую часть региональных ВУЗов вообще ждет полная трагедия. Ринувшаяся в центральные города молодежь, даже после того, как её «попросят» из престижных ВУЗов, назад уже не вернется. И многие региональные ВУЗы окажутся на грани банкротства по причине отсутствия студентов. А, следовательно, — и финансирования.

Эти апокалиптические картины могут показаться сегодня кому-то не реальными. Но, история — вещь упрямая. И Россия неоднократно проигрывала от того, что не желала учитывать уже имевший место исторический опыт.

Много раз и на разных уровнях мне приходилось рассказывать о событиях 1967-68 годов во Франции. Именно там впервые родилась идея проведения, так называемого, единого тестового экзамена. Для того, чтобы, как заверяли его создатели, уравнять шансы на получение высшего профессионального образования молодежи из Метрополии и бывших колониальных территорий. Закончилось это массовыми выступлениями молодежи и студентов осени 1968-го года, которые привели, в конечном итоге, к отставке правительства генерала Де Голля. И уже в 1970-м году Общественная Палата Франции предложила руководству страны незамедлительно отменить этот самый «тестовый экзамен». Иначе, как утверждали члены Общественной Палаты, через три-четыре года системе высшего профессионального образования Франции придет конец.

Похоже, что мы наступаем на те же грабли. И делаем это осознанно. Кому-то очень не терпится окончательно похоронить всю систему высшего профессионального образования великой страны под названием Россия.

Заказчики этого преступного плана, как всегда, находятся в тени. А вот исполнители известны. Это бывший министр образования России Владимир Филиппов, давший старт преступному «эксперименту» под названием «ЕГЭ». Это бывший руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, ловко спрятавшийся сегодня в Российской академии образования. И, конечно же, нынешний министр образования и науки Андрей Фурсенко. Именно он несет сегодня всю полноту ответственности за шабаш, разразившийся в системе российского образования.

Но Россия, в отличие от ведущих развитых стран мира, имеет одну уникальную особенность: ни один из высокопоставленных российских чиновников пока еще не понес реальной ответственности за свои «реформы», доведшие страну до полного социального и экономического коллапса. Ни один из них не пустил себе пулю в лоб и не накинул себе на шею петлю, как это сделала год назад несчастная учительница, похоронившая под развалинами своей школы пятерых школьниц-красавиц. Нет, они этого не сделают. Потому что для этого нужно иметь честь и совесть. А с этим у наших чиновников явный дефицит.

Но, зато совесть сохранилась у нас. И мы должны сделать все возможное для того, чтобы твердо указать им на дверь. И сохранить, пока еще не поздно, остатки нашего некогда самого лучшего в мире образования.

ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?