Джинн национализма – джинн невежества

Недавно в Швейцарии 57,5 граждан, принявших участие в референдуме, инициированном ультраправой народной партией, поддержало идею конституционно запретить возведение минаретов. Вызывает удивление тот факт, что это произошло в государстве, построенном на принципах демократии, основу которого составляет веротерпимость, плюрализм и уважение к мнению других людей. Однако, вероятно, швейцарцы, впрочем, также как и другие европейцы плохо представляют себе, что такое минарет.

Надо признать, что 70-летная советская история хоть и не смогла уничтожить в сердцах многих людей веру в бога, сумела ликвидировать образовательные и исследовательские структуры по изучению основных религий. В СССР теологические научные исследования сводились в основном к обоснованию неверности религиозных догматов, ведь единственной верной идеологией признавался диалектической материализм. Очевидно, что в тех условиях изучение Торы, Талмуда, Библии, Корана было исключительным явлением. В Европе интерес к изучению религий также не был слишком большим.

Столкновение западной и восточной цивилизаций началось по сути с того момента, как администрация США для предотвращения ожидаемого экономического кризиса начала искать предлог для овладения энергетическими запасами стран Ближнего Востока. В Вашингтоне решили разыграть карту межрелигиозного противостояния, не понимая (а, может быть, и понимая), какого джинна выпускают из бутылки. На Западе среди молодого поколения мало кто хорошо знает христианскую религию, а говорить о знании ислама как мировой религии вообще не приходится.

Ситуация осложнилась формальным подходом к принадлежности к той или иной религии. Называя себя мусульманином или христианином, представители не только молодого, но и зрелого поколения часто очень плохо информированы о почитаемых ими религиях. Дело доходит до того, что называть себя верующим и носить атрибуты той или иной веры, выполнять обряды становится просто модно. Люди иной раз используют религию как возможность самоутверждения или доказательства собственной исключительности, выставляя веру напоказ, мол, смотрите, какой я крутой, какой крест ношу на голой груди, я хожу в церковь или мечеть, я соблюдаю пост… Причем в последнем случае часто думают далеко не о нравственном очищении – большинству пост интересен как одна из форм диеты.

Между тем для понимания религии надо в первую очередь изучать святые книги, создать образовательную структуру для подготовки высококвалифицированных специалистов по исламу, буддизму и христианству. Прихожан во всех храмах должны встречать люди, знающие не только свою религию, но и основы других мировых и национальных религий. Только такие люди будут не противопоставлять верующих отдельных конфессий, а воспитать у людей уважение и любовь друг другу.

…Вернемся к референдуму. Минарет в исламе выполняет примерно ту же функцию, что колокольня в православной церкви – с него звучит призыв к намазу, то есть призыв в храм для прочтения молитвы. Как же можно построить православную церковь без колокольни? Чем она может угрожать мирному населению? Подобный случай и с минаретом.

Причина настороженности населения в целом толерантного населения Швейцарии, на наш взгляд, в другом. Сыграло роль отсутствие достаточной информации об основных догматах всех мировых и национальных религий в целом. Но долгое существование информационного вакуума невозможно – естественно, он заполняется нечистыми помыслами сил, стремящихся заработать большие политические и экономические дивиденды на организации таких конфликтов. В случае с минаретами за раздуванием конфликта между населением одной страны стоят не столько националисты, сколько невежество и отсутствие информации.

Хотелось бы предупредить господ, выпустивших из бутылки джинна под названием невежество — они сами могут стать жертвами этого джинна. С другой стороны, хочу призвать всех благородных, образованных людей объединиться и независимо от того, какими властными ресурсами они владеют, проводить просветительную работу для раскрытия истинных нравственных принципов всех религий. Раскрыть разницу между религией и воинственной политикой, не имеющей никакого отношения к духовному очищению.