Деньги решают не все

Строительство нового здания, о чем писал в преддверии XXI века выдающийся русский ученый Никита Моисеев, означает формирование постиндустриального общества, на путь которого в наше время вступило человечество и в направлении которого осуществляется развитие современной России. Это общество, однако, характеризуется не только высокотехнологической материальной основой, но и качественно новым социально-экономическим строем, соответствующим ему духовным потенциалом.

Духовность – мера человечности

Именно духовный фактор играет ведущую роль в системе социальной жизни постиндустриального общества. Если материальные условия и в настоящее время являются основополагающими в развитии социальных и духовных процессов, то уровень и качество духовного фактора (политическая культура, правовое сознание, моральное состояние, отношение к науке и т. д.) определились как ведущая сторона возможного прогресса.

Духовность определяет меру человеческого в человеке и является главным качеством личности. Она включает в себя такие понятия, как интеллект, мировоззренческие принципы, научные знания, этические и эстетические взгляды.

Для нашей страны проблема духовности выдвинулась на передний край в связи с системным кризисом общества в 1990-е годы. Потеря государством рычагов управления духовными процессами привела к утрате социально-ценностных ориентиров значительной частью населения, потере чувства достоинства, без которого человек не может быть личностью. Буйно вырос у нас в то время моральный нигилизм. Это происходило в условиях насаждения радикал-реформаторами элементов западной культуры, кризисное состояние которой наступило задолго до последних десятилетий ХХ века.

Провозгласив свободу в качестве панацеи для решения всех проблем, государство лишило общество духовных устоев, подорвало его единство и в итоге оказалось политическим банкротом. Неприглядную роль в разрушении созданных десятками поколений россиян культурных основ сыграла интеллигенция, которая в большинстве своем стала на путь приспособления к формирующемуся олигархическому режиму. Это в немалой степени способствовало люмпенизации широких слоев населения, росту преступности и, как следствие, наступлению демографической катастрофы. Период правления Б. Ельцина и его окружения явился одним из самых тяжелых и мрачных периодов российской истории.

Сегодня, когда определились первые позитивные результаты в реализации национальных проектов, вопросы состояния духовной сферы приобретают особую актуальность и масштаб. Возникла необходимость объединения всех национальных проектов и программ в единое системное целое, определяемое главной целью развития российского общества – формированием нового человека.

Для этого необходима специальная национальная концепция, которая учитывала бы все основные аспекты формирования такой личности.

Для ее составления необходимо привлечь лучшие научные кадры, критерием для приглашения которых явился бы их реальный вклад в науку о развитии общества, умение объективно оценивать социальные процессы. Вряд ли для этого подойдут деятели, хотя и известные, которые уже успели несколько раз поменять свои политические принципы. Речь идет также и о тех, кто, используя работы западных теоретиков, не слишком почитаемых и на самом Западе (например, приверженцев монетаризма), бездумно навязывает их установки российскому обществу.

Преодолеть повседневность

Бывшая объективно одной из самых высоких в мире российская эстетическая культура сегодня оказалась под ударами порнографии, криминала и насилия. Под оголтелым натиском контркультуры у людей формируются представления, что смыслом жизни являются деньги, карьера любой ценой, потребительство. Так, при проведении социологических опросов студентов вузов оказалось, что многие из них в системе ценностей на первое место ставят деньги, затем идут предприимчивость, удача и только потом культурные и социальные условия.

Нравственные критерии вообще в расчет не принимаются. Среди молодежи широкое распространение получили специфический жаргон и нецензурная лексика. В молодежной среде растет число преступлений, в том числе самых изуверских и жестоких. Среди молодых людей сформировался тип личности, демонстрирующий свое превосходство в насилии над другими людьми. Какая духовность может быть у миллионов наркоманов, алкоголиков, людей, опустившихся на дно жизни? В стране, в которой была достигнута всеобщая грамотность, в настоящее время оказалось два миллиона неграмотного населения.

В такой среде легко подменить понятия, провести переоценку ценностей в духовной сфере. И вот уже в качестве идеалов вместо доброты, сострадания, порядочности и честности нам преподносятся культ силы, хитрость и изворотливость, непомерное купеческое чванство.

В нашей социологической литературе с некоторых пор начал широко использоваться термин «повседневность», заимствованный из западных источников. Содержание этого понятия как такового пока еще не проанализировано в связи с современной российской действительностью. Обозначая особый способ течения жизни, оно акцентирует внимание на отношениях между людьми на бытовом уровне: ежедневное хождение на работу, прием пищи, соблюдение определенных традиций и обычаев и т. д. Это широкая сфера, в которой, несомненно, присутствует культура, но ведь духовная жизнь человека не может ограничиваться повседневностью. Применительно к российской действительности она означает прозябание людей, особенно в глубинках и в сельской местности, где ощущается дефицит достойной работы и нормальных бытовых условий.

Русский человек исторически проявлял такую черту национального характера, как широта души, которая его вела к освоению новых земель, полетам в космос, к ратным и другим подвигам. Кстати, термин «героизм» не встречается ни в одном другом языке мира. Первоочередная задача, которую необходимо наметить в национальной программе духовного развития страны, состоит в том, чтобы покончить с современной российской повседневностью и открыть людям дорогу для новых свершений.

Но для этого необходимо не только определить общественный идеал, который бы объединил трудовые слои населения на общей социальной и высокой нравственной основе (например, общество социальной справедливости), но и принять решительные меры против широко расплодившейся в условиях безнаказанности социальной нечисти. Свыше трех миллионов заключенных, как правило, досрочно освобождаемых из мест заключения, далеко не исчерпывают объем той социальной заразы, которая накопилась за годы реформ. Пора вспомнить о том, что в свое время Б. Ельцин ввел мораторий на смертную казнь. Считаю, что пора этот мораторий отменить. Пока общество не очистит себя от казнокрадов, руководящих мошенников, педофилов, убийц и т. д., нечего и думать о его духовном возрождении.

Опора на средний класс

В последнее время Российское государство многое делает, чтобы создать условия для роста духовности (материнский капитал, компьютеризация школ, создание массовых спортивных комплексов и т. д.). Однако проблема намного сложнее и глубже. Духовные качества личности не формируются автоматически в зависимости от материальных условий. Практика свидетельствует, что многие наркоманы и преступники выходят, казалось бы, и из вполне благополучных семей. А причин для духовного неблагополучия много, и в каждом отдельном случае она своя. Это и недостатки в работе Министерства образования. До сих пор оно не удосужилось провести научную и объективную экспертизу учебников, по которым проводится образовательный процесс. Особенно велики изъяны в области общественных дисциплин, таких как история, литература, философия и др. Компьютеризация школ и тотальное насаждение ЕГЭ не имеют никакого отношения к повышению духовности. Суживая объем непосредственного общения учителей и учеников, эти необходимые в современном обучении процессы ничем не восполняют данный пробел, а в ряде случаев подрывают бывшую лучшей в мире российскую систему образования.

Формирующемуся в России постиндустриальному обществу нужна новая идеология, социальной основой которой является средний класс, создающий все материальные и духовные блага и составляющий сегодня до 50% рабочей силы. Этот класс заинтересован в справедливой оплате своего труда, в ликвидации рыночного криминала, в демократических формах управления, в наведении дисциплины и порядка, в развитии науки, формировании новой, более требовательной, морали. Либерализм как идеология, устаревшая для современного общества, в лучшем случае может быть использован лишь частично в экономическом плане, но не в социальном и политическом.

Национальная программа развития духовной жизни российского общества и должна отразить все эти основные процессы нашей жизни.