Что общего у Лужкова и ракеты «Булава»

О том, как строится бизнес на патентах в пределах МКАД

Утром 25 декабря на Московской монорельсовой дороге произошло короткое замыкание, поезд задымился и остановился, не доехав до ближайшей станции. Редких пассажиров пришлось эвакуировать с эстакады. Это происшествие может сказаться на судьбе нового транспортного средства. На прошлой неделе в эфире радиостанции «Вести ФМ» начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев заявил: «монорельс в том виде, в котором он есть, он тиражироваться в московском регионе не будет. По данному вопросу есть соответствующее решение правительства Москвы». Таким образом, столичные власти фактически признали неудачным изобретение Юрия Лужкова, на внедрение которого было потрачено из городского бюджета 6,3 млрд руб.

ЖИЗНЬ БЕЗ КУЛЕБЯКИ

Своей рационализаторской деятельностью Лужков прославился в начале 2000-х годов, когда вместе с женой Еленой Батуриной и руководителем департамента потребительского рынка столицы Владимиром Малышковым получил патенты на квас, сбитень, морс, медовуху, расстегай, кулебяку, пирожок печеный полуоткрытый и кисломолочный напиток «Аленка». А вместе с другими чиновниками мэрии Лужков изобрел МКАД и крыши стадиона «Лужники». Язвительные критики называли столичного градоначальника «отцом кулебяки» и последним учеником Леонардо. Юристы подозревали, что за использование патентов Лужков получает роялти, которые являются завуалированными «откатами».

Изобретения Лужкова в кулинарии стали основой ассортимента сети кафе «Русское бистро», созданной при поддержке Правительства Москвы. Но, как рассказал в одном из интервью Владимир Малышков, из-за кризиса 1998 г. они с Лужковым и Батуриной не смогли выгодно продать лицензии. «В нормальных странах такие лицензии стоят не меньше 15% от стоимости всего бизнеса. Там уникальные технологии размораживания теста. И когда «Русское бистро» преодолеет кризис, я надеюсь на свою долю», – говорил Малышков. По всей видимости, надежды чиновников не оправдались, в 2003 г. самые одиозные патенты Юрия Лужкова, включая кулебяку и МКАД, по желанию авторов не были продлены.

«ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПРИХОДИТ К НАМ, И ДАЖЕ НЕ МОЖЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ, ЧТО ОН ИЗОБРЕЛ»

Помимо жены и верного соратника мэра Елены Батуриной научные открытия вместе с Лужковым совершали первый вице-премьер правительства Москвы Борис Никольский, министр промышленности Евгений Пантелеев и руководитель управления экономической безопасности мэрии Александр Корсак («Монорельсовая транспортная система навесного типа»); глава «Мосводоканала» Станислав Храменков и бывший гендиректор ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» Владимир Систер (установка для озонирования воды и способ озонирования воды); председатель совета директоров спорткомплекса «Лужники» Владимир Алешин («Покрытие стержневой конструкции куполообразной формы с центральным отверстием»).

Соавтором самого свежего патента, полученного Лужковым в мае 2009 г., «Устройство для извлечения гелеподобного концентрата при переработке углеводородных масел» стали главный федеральный инспектор по Москве Игорь Абылгазиев, гендиректор ОАО «Московский комитет по науке и технологиям» («дочка» Правительства Москвы и «Банка Москвы», МКНТ) Дмитрий Ротатаев, его заместитель Владимир Юдкин и еще несколько сотрудников МКНТ. Один из топ-менеджеров МКНТ, пожелавший остаться неназванным, рассказал Slon.ru, как столичные чиновники становятся изобретателями. «Иногда изобретатель приходит к нам, и он даже не может сформулировать, что он изобрел. И начинается долгий, причем иногда совершенно бесполезный, разговор с этим изобретателем. Некоторые специалисты комитета достаточно серьезное количество времени тратят, чтобы «нечто» превратить в конкретное изобретение», – говорит он.

Описать новое изобретение топ-менеджер МКНТ согласился только в общих чертах. Сейчас МКНТ занимается созданием опытно-промышленного образца, а к концу 2010 г. начнет переговоры с потенциальными покупателями. «В России мы будем вести переговоры с тремя – четырьмя организациями. Хотя, скорее всего, появится еще кто-нибудь, желающий ее приобрести», – заявляют в МНТК. Если переговоры пройдут успешно, устройство для извлечения гелеподобного концентрата может стать одним из первых изобретений Юрия Лужкова, внедренным за пределами МКАД.

Впрочем, большинство ученых, которые берут в соавторы столичных чиновников, надеются на внедрение именно в столице. «Через московские клиники проходит множество пациентов из различных регионов страны. Доказав успешность своей методики там, мы легко смогли бы ее внедрять в других регионах. Юрий Михайлович финансировал часть научных работ из московского бюджета, но, к сожалению, их результаты не были внедрены в столице», – рассказал представитель института органической химии СО РАН. Деньги на финансирование научных разработок у Москвы есть даже в кризисное время. Согласно бюджету столицы в 2009 г. из городского бюджета на эти цели выделено почти 4,4 млрд руб. В частности, 300 млн руб. город выделил на организацию производства трехстворчатых клапанов сердца.

ЧТО ОБЩЕГО У МОНОРЕЛЬСА С «БУЛАВОЙ»?

Один из главных соавторов изобретений мэра Москвы – Юрий Соломонов, до недавнего времени возглавлявший Московский институт теплотехники (МИТ), разрабатывающий ракетные комплексов «Тополь-М» и «Булава». В июле 2009 г. Соломонов был уволен после очередного неудачного запуска «Булавы» (из 11 запусков только 2 были признаны успешными). Из 94 патентов, зарегистрированных на Лужкова, в 19 соавтором является Соломонов.

Ученый является давним другом столичного градоначальника, в 1999 г. он возглавлял избирательный штаб Лужкова. Когда в 1990-х институт оказался без оборонного заказа, он «конверсировался» в городское хозяйство. По некоторым данным, именно Лужков убедил военных передать заказ на разработку «Булавы» МИТ, который не имел опыта проектирования морских ракет.

Также неудачным опытом оказалось внедрение одного из изобретений Соломонова и Лужкова – монорельсовой дороги в Москве. Строительство трассы длиной 4,7 км длилось три года и обошлось столичному бюджету в $230 млн. Генеральным менеджером ОАО «Московская монорельсовая дорога» (ММД) стал сын Соломонова, но в 2008 г. управление новым видом транспорта было передано «Московскому метрополитену». Монорельс оказался глубоко убыточным – в 2009 г. на его эксплуатацию из столичного бюджета было выделено 90,8 млн руб., к 2011 г. сумма дотаций будет увеличена до 105 млн руб.

По данным СПАРК, правительство Москвы владеет 25,1% акций ОАО «ММД», еще около 40% акций компании контролируют структуры Юрия Соломонова и других топ-менеджеров МИТ. В 2003 г. они создали компанию «МИТ-Холдинг», которая занимается внедрением части изобретений Лужкова и Соломонова, и контролирует ОАО «Московские дороги», – устанавливает по заказу правительства Москвы системы противогололедной обработки, патенты 2287635, 63091. Организация системы противогололедной обработки на развязки МКАД с Осташковским шоссе обошлась бюджету 9,4 млн руб., ООО «МГП Абрис» (производство передвижных рентгеновских установок, патент 2173954), ЗАО «Московские озонаторы» (занимается изготовлением опытных образцов комплекса для обработки зерна, семян и помещений озоном и владеет другими патентами). Контрольным пакетом «МИТ-Холдинг», через ООО «Маренгос», владеют Юрий Соломонов, его заместители в институте теплотехники Александр Дорофеев, Виктор Мосин и главный бухгалтер института Николай Михайлов. В компаниях отказались рассказать, каким образом им удалось стать владельцами изобретений Юрия Лужкова. Ранее патентообладателем части этих патентов был сам ФГУП «Московский институт теплотехники». Но, по словам начальника центра информации ФГУП «МИТ» Александра Тумакова, сейчас институт не имеет никакого отношения к этим изобретением. Некоторое время назад институт бесплатно передал их Соломонову и его соавторам. Возможно, Соломонов с коллегами внесли патенты в уставной капитал компаний, таким образом, став их совладельцами.

ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ ЛУЖКОВ?

Лужков и Соломонов – не единственные чиновники-изобретатели. По данным базы Роспатента, около 100 патентов, связанных с пассажирскими перевозками на железных дорогах, включая «пассажирское купе спального вагона», «туалетная система пассажирского вагона», «указатель номера пассажирского вагона» принадлежит частной компании ООО НПП «Циркон-сервис», основанной выходцами из Всероссийского НИИ железнодорожного транспорта. Платит ли РЖД роялти владельцам патента – неизвестно, но компания является практически монопольным поставщиком биотуалетов для РЖД, а ее «дочка» «Гранд Экспресс» стала первым частным пассажирским перевозчиком на железных дорогах в России.