Что мы хотим от системы образования?

Мнения о том, что нам надо делать с системой образования, заметно вибрируют. Амплитуда колебаний широка — от «улучшить» до «спасти». Стоит все же попробовать разобраться, что это за «система», в утробе которой варятся живые души наших детей, масса взрослых людей и само будущее нашего народа. И даже не в плане — что она проделывает с нами сейчас, а в смысле — как она должна работать на цели общества. Представим ее себе как систему пре-образования, у которой на входе некое данное, начальное состояние ребенка и общества, а на выходе — заданное, желаемое нами.

В природных процессах все направлено на цель и определяется конечным состоянием. В нашем мире, по понятным причинам, постоянные проблемы с будущим и с тем, чего от него ждать. Это не отменяет правильности заданного природой целевого подхода: что мы хотим получить на выходе процесса? Чем меньше мы это и знаем, и хотим знать, тем более развитие наших систем бессистемно, и мы постоянно в каком-то промежутке между двумя пожарами, один из которых вроде потушили, а от другого уже потянуло паленым.

Мы хотим, чтобы…

Даже называя ее системой образования, мы догадываемся, что не образование в ней главное. Главное, что должно происходить в ней, — это воспитание. Поэтому давайте в рамках этой статьи так и назовем ее, — условно, к сожалению, — «система воспитания».
Мы хотим, чтобы те, кого воспитает система, были полны желанием жить, чтобы человек захотел жить в социуме, на который он может положиться, который обеспечит его возможностью полной самореализации. В существующей системе уже есть начала воспитания подобного человека? Если да, — прекрасно.

Что мы имеем на входе?

Если мы говорим о человеке социальном, то до трех лет, пока у ребенка еще не сформировалось понятие «я», о социальности говорить трудно. Чистая душа его понимает только «на». Даже «дай и получишь взамен» ему еще недоступно. В узкий круг своих знакомств он впускает только своих.

И только с трех лет, когда он начинает активно контактировать с другими, способен не только забирать, но и отдавать, когда обмен с внешней средой начинает развиваться полным ходом, ребенок подходит к входу в систему воспитания.

Здесь нужны добрые игры, в которых будущий человек начнет понимать, что общество полезно, что, отдавая, он получает и что вместе намного легче достичь цели. Здесь нужно уже переводить его внимание с личной зацикленности на цель — на тех, с кем он ее достигает.

О добрых играх: сейчас и игрища, и зрелища для больших и маленьких строятся на личном соревновании с другими, на противопоставлении агрессора и жертвы, героя и толпы. И пассивное ассоциирование себя с агрессором требует потом выхода в действиях, а с жертвой — забирает жизненные силы. И даже ассоциирование себя с героем — провальный вариант воспитания, потому что «общества» героев не бывает, — это одиночки, а не общество.

Чтоб потом не перевоспитывать

Если мы говорим о воспитании, то, как известно, после 12-13 лет ребенка уже надо не воспитывать, а перевоспитывать. Поэтому система воспитания (а образование подстраивается к этому) должна быть рассчитана на возраст только до 13 лет.

Как уже говорилось, речь идет не о некоей бездушной «системе», а о создании среды, в которой только и сможет вырасти человек будущего.

Поэтому уже в период с шести до девяти лет упор делается не на воспитание одного, а на воспитание коллектива. Взаимоотношения, обучение, игры строятся так, что ребенок учится понимать, что, жертвуя, отдавая, — он выигрывает.

Известно, что объем группы для эффективной работы не может превышать 10-12, максимум 15 человек.

Известно также, что ребенок берет пример со старшего, а не обучается у него. Поэтому те 2-3 воспитателя, которые занимаются с детьми, психологи, учителя, должны быть социально гармоничны в своих отношениях.

От воспитателя требуется абсолютно равное отношение ко всем, он должен быть, буквально, в их кругу: обучение происходит в комнате, где все сидят в круг, это дает ощущение равенства и убирается иерархия класса, — нет ни «отличников», ни «галерки».

Весь школьный день — это процесс воспитания: дети вместе учатся, едят, играют, отдыхают и работают — все делают вместе. В совместных действиях во время перемен, выездов на предприятия, в больницы, везде, где они смогут познакомиться с жизнью страны, создается взаимопонимание и связь между возрастами. Старшие учатся брать ответственность за младших, младшие — понимать старших и участвовать с ними в общем действии, — так создается понятие, насколько это необходимо и естественно в процессе жизни.

Мальчишки и девчонки…

Воспитание и обучение мальчиков и девочек, естественно, раздельное, — потому что мы видим, что смешивание их в одну бесполую массу в школах не дает им ни понимания психологии и особенностей противоположного пола, ни представления о гармоничных отношениях между полами. Испорченные и сбитые с толку нахождением в этой массе дети теряют возможность наладить в дальнейшем такие отношения.

Кроме того, многолетние обсуждения проблемы феминизации школьной системы и, как следствие, исчезновение мужского начала в обществе особой пользы не принесли. Хотя всем понятно, что мальчиков должны воспитывать мужчины, а девочек женщины, — но поди пробейся через чащу демократических процедур принятия решений.

Мы не понимаем психологии, восприятия мира противоположным полом, и это порождает массу конфликтов. Чтобы стать мужчиной, мальчик должен воспитываться в мужском обществе, чтобы стать женщиной, девочка должна расти в женской среде. Мы созданы природой противоположными именно для достижения гармонии между нами, ведь гармония и есть цель природы, — это то понимание, которое нужно создавать в детях.

Ведь «просвещеньем, слава Богу, у нас не мудрено блеснуть»

Необходимые растущему человеку знания делятся на два типа. Первый относится больше к воспитанию: строение общества, семьи, основы психологии и социологии, знание возрастных проблем, необходимые знания из биологии, физиологии. Чтобы чувствовали межчеловеческое пространство, этим мы снимаем массу проблем в обществе. Здесь же и обучение рисованию, музыке, декламации как умениям «излагать» самого себя и понимать другого. Знания эти, первого типа, не должны быть разделены жестко по предметам, это должно идти как общий пакет знаний о социуме и о себе в нем.

Второй тип знаний — необходимые начала точных и естественных наук — он, в процессе обучения, все более соотносится со способностями, склонностями человека, и далее — с профессиональной направленностью.

В период с 9 до 13 лет мы готовим людей к входу в социум, во взрослую жизнь. Они уже будут уметь вступать в контакт и работать с людьми, и готовы к жизни в обществе. Необходимый «школьный» пакет знаний для этого человек вполне способен набрать к 13 годам, если мы перенесем акцент с «фарширования знаниями» на воспитание человека.

Мы помогаем ему к этому возрасту познать самого себя, свои особенности и устремления, это даст ему возможность выбрать действительно его профессию. Мы должны обеспечить людям бесплатное образование — и школьное, и после школы: курсы, университет. Человек должен свободно и бесплатно набирать необходимые знания, чтобы, реализуя себя, быть максимально полезным обществу.

Очень желательно снимать видеокамерой беседы и уроки, и затем сообща просматривать и обсуждать, — это дает возможность коллективного самопознания, позволяет учиться коммуникации. Просмотр старых записей дает возможность группе анализировать себя в процессе роста.

А если вдруг…

Конфликты? Конфликты разбираются в группе, главная цель при этом: на примере, но «без личностей» выяснить природу человека, суть и корни противостояния между людьми, человека и социума.

Для этого сами конфликтующие или «нарушитель» вместе со всеми разбирают природу своих поступков и принимают участие в выборе «приговора». Рождается понимание, что и наказание, и вознаграждение — это прямое следствие. При этом слово «наказание» уходит из лексикона, потому что не оно есть цель происходящего. В человеке появляется человек, то есть способность судить о самом себе и руководить своими позывами.

По-настоящему

А пока мы и сомневаемся, и боимся, — а вдруг наши дети и вправду будут лучше нас. Так уж устроено: мы получаем удовольствие от возможности исправлять недостатки других. Потому человек сейчас, чтобы жить в обществе, должен постоянно сдерживаться, быть в напряжении.

По-настоящему, в школе должно быть так, что ребенок учится находить, видеть положительное в себе и знать, что это и есть он, а в других — знать, что это и есть общество. Таким образом, жизнь в обществе позволит человеку раскрыться. Потому что чувствует, что это то, что общество ждет от него. И, благодаря этому, он развивается.