Чиновников поднимут с золотых кроватей

Государственным структурам запретят покупать дорогие товары

Федеральная антимонопольная служба предложила ежегодно устанавливать «потолок» максимальных расходов на покупку товаров бизнес-класса. Такая норма содержится в проекте новой редакции 94-го закона о госзакупках, который подготовило антимонопольное ведомство

Сегодня каждая госструктура самостоятельно определяет перечень и стоимость своих покупок. Как результат — бюджетные деньги тратятся на иномарки представительского класса, роскошные квартиры, дорогую мебель и другие предметы интерьера. Федеральная антимонопольная служба нашла способ ограничить чиновников в излишествах. В частности, ведомство предлагает ежегодно, не позднее 1 октября, решением правительства устанавливать размер предельных расходов, которые в следующем году смогут позволить себе государственные ведомства при покупке товаров премиум-класса. Альтернативой ограничению расходов может стать перечень требований, которым должен отвечать тот или иной товар. К примеру, если речь идет об автомобиле, то это лишь базовая комплектация. Наличие дополнительных опций вроде передовой системы климат-контроля, дорогой «музыки» или видео полностью исключается.

Руководитель ФАС Игорь Артемьев подчеркнул, что в 94-м законе нужно предусмотреть и ответственность должностных лиц за приобретение товаров с превышением лимитов. Определить сами лимиты предстоит профильным федеральным ведомствам. Впрочем, в некоторых госструктурах ограничения по расходам уже ввели. Не от хорошей жизни.

— Крупное федеральное ведомство, распределяя деньги между своими территориальными управлениями, перечислило одному из них средства на закупку 20 автомобилей. А руководитель этого управления взял и купил один автомобиль, но дорогой, за 10-15 миллионов. Когда федеральный начальник узнал, что произошло, то вынужден был установить лимит расходов на покупку некоторых товаров для всех подведомственных структур, — пояснил начальник управления ФАС по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев.

Чтобы избавить чиновников от привычки совершать «золотые» покупки за казенный счет, ФАС также предлагает ввести процедуру публичной защиты проекта бюджета каждого госведомства до того, как документ будет утвержден. Отвечая на вопрос корреспондента «Известий», Михаил Евраев пояснил, что сейчас в России госструктуры отчитываются о потраченных деньгах по факту, что не совсем правильно.

— Налогоплательщики должны заранее знать, на что будут потрачены деньги, какая стоимость закладывается при покупке тех или иных товаров для ведомственных нужд, адекватна ли она. Это существенно повысит качество бюджетного процесса и эффективность расходования бюджетных средств, — отметил он.

По мнению руководителя центра эффективных закупок «Тендеры.ру» Кирилла Кузнецова, предложение антимонопольной службы своевременно.

— В России давно уже есть концепция создания федеральной контрактной системы, в соответствии с которой госведомства сначала должны планировать, что приобрести, потом защищать бюджет и только затем тратить деньги, — пояснил Кузнецов. — Правда, я слабо представляю, как эту систему можно встроить в 94-й закон. Проблема слишком глобальная. Возможно, потребуется отдельный закон.

Помимо поправок, призванных отучить госведомства неэффективно тратить бюджетные деньги, ФАС предлагает внести в 94-й закон еще целый ряд корректировок, дабы навести порядок в сфере госзакупок. В их числе — пункт об упрощенной процедуре расторжения контрактов при их ненадлежащем исполнении. На это в проекте новой редакции закона отводится не больше 10 дней. Согласно документу основанием для расторжения контракта может стать решение специальных межведомственных комиссий при антимонопольном ведомстве с участием представителей финансовых государственных институтов и правоохранительных органов.

— Очень важно вернуть в закон норму о квалификационном отборе, — считает Кузнецов. — Это некий минимум требований, не позволяющий входить на рынок поставщикам, которые не в состоянии выполнить контракт. К примеру, опыт работы, сопоставимый с третью объемов контракта, на который претендует фирма. Грубо говоря, хочешь получить миллионный контракт — будь добр иметь опыт выполнения контракта в 300 тысяч.

К слову, чтобы лишить недобросовестных исполнителей госконтрактов возможности создавать новые фирмы для участия в очередных конкурсах, ФАС предлагает включать в реестр недобросовестных поставщиков не только фирмы, но и их руководителей.

— Я бы еще предложил предусмотреть уголовную ответственность за нарушения закона в сфере госзаказа. У нас сейчас нередки случаи, когда нарушения совершаются раз за разом и умышленно. Возможно, уголовная статья поможет решить проблему, — говорит Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию комитета по информационной политике Госдумы.

По данным исследования компании «ФБК», проведенного до того, как в России был принят закон о госзакупках, число честных конкурсов не превышало 1%. Сейчас, как сообщил «Известиям» Михаил Евраев, этот показатель составляет 20-25%. Но этого все равно недостаточно. На аукционах продолжают выигрывать перекупщики и посредники, которые побеждают за счет того, что предлагают лучшие условия. При этом непосредственные производители товаров или поставщики услуг на торги вообще не выходят. Как заметил Игорь Артемьев, многие до сих пор слабо представляют, в чем заключается эта процедура и для чего она нужна.

Эксперты сомневаются, что 94-й закон, даже в новой редакции, сможет одним махом снять все нерешенные в сфере госзакупок вопросы. Но соглашаются с тем, что корректировки позволят в разы улучшить существующую ситуацию, что уже немаловажно.