Чиновникам не хватает общепринятых слов и выражений

Чтобы описать безобразия, творящиеся в некоторых отраслях российской экономики, чиновникам не хватает общепринятых слов и выражений. Приходится иногда, живописуя экономическую ситуацию, вворачивать крепкое словцо или приводить совершенно неожиданные сравнения.

Последний шедевр, пополнивший чиновничью коллекцию русской словесности, – «живопырки». Принадлежит он «перу» вице-премьера РФ Сергея Иванова. Так красочно госчиновник охарактеризовал перед студентами Высшей школы менеджмента Петербургского государственного университета ситуацию с расплодившимися, по его словам, в стране авикомпаниями. Кстати, толковый словарь Д.Н. Ушакова толкует слово «живопырка» как место, где постоянная толчея народа, шум, скандалы.

Вообще-то вице-премьер был недоволен не только количеством авиакомпаний. Досталось и банковскому сообществу, которое удостоилось от Иванова эпитета «прачечная», и высшим учебным заведениям, коим несть числа.

«В России банков чрезмерное количество, также как вузов и авиакомпаний. 100 авиакомпаний, из них 10 нормальные, а остальные – живопырки», – заявил Иванов, беседуя со студентами во вторник.

Аналогично авиакомпаниям, по его мнению, ситуация сложилась и в банковской сфере. «Они сами себя банками называют, а на самом деле это «прачечные», – пояснил С.Иванов.

Резюме чиновника – «сократить расплодившееся в стране большое количество банков, ВУЗов и авиакомпаний».

Но «живопырки» худо-бедно летают и даже могут поставить рекорд. В Росавиации прогнозируют, что «воздушные извозчики» по итогам 2010 года могут увеличить перевозки на 24% и перевезти более 56 млн человек.

Что же касается негодования вице-премьера по части «стирки» денег, оно понятно. Еще летом руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным сообщал, что правоохранительные органы в 2010 году возбудили около 250 дел по фактам «отмывания» денежных средств. Причем в стране идет «большая стирка».

А в расплодившиеся высших учебных заведения просто некого будет учить. Недавно министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил о проблеме нехватки студентов. «Проблема в том, что действительно некого учить», – сказал Фурсенко на заседании общественного совета при министерстве в октябре. По его словам, решить эту проблему можно либо сократив количество бюджетных мест, либо сохранив количество выделяемых бюджетных средств и при этом увеличив расходы на содержание каждого бюджетного места. И в целом Минобразования поддерживает процесс объединения вузов с целью повышения качества образования российских студентов.

На встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым студенты также узнали, что строить дороги в Центральной России очень дорого, потому что на выкупе земли многие кормятся. «В Центральной России более 50% стоимости строительства мало-мальски приличной дороги – это выкуп земли. На этом кормится огромное количество народа. «Стоит халупа, справка появляется, что халупе 300 лет, в ней жили многие поколения, она минимум 20 млн стоит», – просветил студентов Иванов.

Он подчеркнул, что удельная стоимость квадратного километра строительства дорог в РФ может сравниться с мировой только там, где не требуется выкупать под трассу землю. В качестве примера он привел кольцевую автодорогу вокруг Петербурга, открытие последнего участка которой намечено на среду. «Хорошая дорога получилась и достаточно дешевая, потому что землю не надо было выкупать. Петербургская КАД – прекрасная дорога, особенно на фоне МКАДа, потому что изначально договорились, что магазинов на ней не будет, и количество съездов нельзя будет увеличить, иначе «стояла» бы она сейчас как стоит МКАД», – сказал Иванов, слова которого цитирует «Финмаркет».