Бюджетные учреждения сохранят все бесплатные услуги

Вскоре в России начнется масштабная реформа бюджетных учреждений. Их разделят на три типа: автономные, новые бюджетные и казенные.

Что касается первых, то они уже существуют. А вот новые бюджетные учреждения пока только в законе. Главная новация здесь в том, что они будут финансироваться не по смете, как сейчас, а по госзаданию, в котором должны быть прописаны показатели эффективности и конечный результат, за который и платит бюджет. Доходы, полученные ими от оказания платных услуг, использования имущества, будут оставаться в распоряжении бюджетного учреждения. Эти новые правила касаются учреждений образования, здравоохранения, культуры. А те, которые относятся к обороне, правоохранительной деятельности, будут называться казенными. Для них правила останутся практически теми же, что и для нынешних бюджетных учреждений.

Такие новации содержатся в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.

Главная цель нового закона — повысить качество предоставляемых услуг, пояснили «РГ» в пресс-службе минфина. Ведь когда деньги доводятся по смете, их получатели заинтересованы лишь в том, чтобы их потратить и добиться расширения сметы на следующий год. Ни о каком повышении качества услуг речи не идет. Новые принципы должны изменить эту ситуацию. При этом в законе устанавливается четкая связь между финансированием так называемого нового бюджетного учреждения и качеством его работы.

В обществе между тем активно идут дискуссии по поводу этого закона.

Главный миф — новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг.

Когда речь идет о школах — дискуссия переходит в истерику. По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «говорить о том, что с вступлением в силу этого закона в школе бесплатными останутся только русский язык, математика и физкультура, — все равно что сводить всю суть Единого госэкзамена к ответу на вопрос: «Какого цвета были глаза у лошади Вронского?». В рамках же государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы. В нее входят все обязательные школьные предметы.
Компетентно

Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института:

— При сметном финансировании средства давались под определенные статьи расходов. До конца года обязательно нужно было их, что называется, реализовать. А теперь представьте, что у меня есть деньги на оборудование, а мне позарез нужен ремонт. Переоформлять статью приходилось «длинным кругом», через минфин, и разрешение приходило лишь в конце года, когда уже, что называется, «поезд ушел».

Субсидии дают больше возможностей для использования полученных средств. Есть план подготовки определенного количества студентов, есть госзадание, и под реализацию этого задания вы получаете деньги. А как вы их распределите — это уже ваше дело. На зарплату, на капремонт — решает вуз, но, естественно, понимая всю ответственность такого решения. Ответственность здесь — ключевое понятие. Я крайне приветствую новый закон. Это шаг вперед.

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода:

— В регионах уже два года идет перевод бюджетных детских садов, поликлиник, интернатов, школ в статус автономных. И никаких социальных катастроф. Потребители довольны. В Тюмени, например, все детские сады автономные. Воспитателям, нянечкам выгодно, чтобы дети посещали детский сад и не болели, потому что теперь каждое посещение ребенком оплачивается государством. И персонал с детей буквально пылинки сдувает.

Уязвимой пока остается сфера медицинских услуг. Здесь очень важно не только само по себе наличие медицинских стандартов, но их финансовое подкрепление. Однако и здесь появляются образцы для подражания. Например, Пермский край, где медицинские стандарты утверждены и тесно увязаны с финансированием. Закон очень важный. Он призван усилить конкуренцию между разного рода учреждениями за бюджетные деньги и в целом сделать государственные услуги для населения более доступными, гарантированными и прозрачными.

Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ:

— Один из плюсов закона в том, что бюджетные организации могут активно использовать свои временно свободные средства, в том числе размещая их на счетах. У нас, например, ежемесячные средние остатки составляют около 150 миллионов рублей. Еще один плюс — можно будет участвовать в создании фондов и внебюджетных организаций, а значит, с большей интенсивностью формировать внутри вузов малые компании для внедрения собственных разработок.

Как известно, в этом году 55 российских вузов вообще не выполнили бюджетный прием, не набрали достаточного количества студентов, что может обернуться сокращением бюджетного финансирования. Вузам надо думать, как выживать в таких условиях. Думаю, в перспективе, через год-два, слабым вузам придется присоединяться к более сильным. Закон о бюджетных организациях ускорит этот процесс. И это будет наилучшим вариантом. Однако для таких финансово несамостоятельных организаций, как школы, библиотеки, поликлиники, будет нужна четкая поддержка со стороны федерального бюджета. Без серьезных вливаний хотя бы на первом этапе оставлять на произвол судьбы их ни в коем случае нельзя.